«Я очень люблю цвет, живопись и буйство красок, но в своих работах стараюсь использовать их дозировано»
Молодая художница из северной столицы Алёна Смолина называет свой стиль живописной графикой. Она создает характерную и атмосферную живопись, путь к которой начинался с создания витражей и работы со стеклом. Колористически сдержанные картины, наполненные бессознательно возникающими на них символами, индивидуальны и легко узнаваемы. Они приковывают к себе внимание и всегда вызывают эмоциональный отклик у зрителя.
Суровая живопись Алёны покорила холодную Скандинавию, а в скором времени и московские зрители смогут посетить новую выставку художницы. Своими планами Алена поделилась с Вероникой Киргетовой.
Artifex: Расскажи о себе то, что считаешь нужным. Назовем это краткой автобиографией.
Я родилась в Санкт-Петербурге. И с детства рисовала. С трех лет мама водила меня по разным выставкам, хотя я в них мало что понимала. А на выпускной в начальной школе вместо «Приключений Гекельберри Финна» мама подарила мне альбом Амадео Модильяни с обнаженной моделью на обложке, чего я очень стеснялась. Потом я пять лет училась в ДХШ им. Рериха, а с 2003 по 2010 год - в СПГПА им. А. Л. Штиглица.
Artifex: Я знаю, что в университете ты изучала стекло и витражи. Как ты пришла к живописи?
В Академии я шесть лет изучала различные дисциплины. Основными были живопись, рисунок, лепка, композиция, композиция в материале и история искусств. Все они тесно связаны друг с другом, одно не может быть без другого. Стекло я очень люблю и надеюсь в дальнейшем воплотить свои проекты в материале. Но пока это только холсты. Ведь для создания крутых объектов из стекла необходимо профессиональное дорогостоящее оборудование. Все, что я изучала на кафедре, безусловно, наложило отпечаток на мое нынешнее творчество. Витражи – это декоративные элементы различных пространств. Зачастую они условны, лаконичны, с небольшим использованием цвета. Все мои работы выстраиваются по тем основам и знаниям, которые я получила в Академии. Иногда это происходит на подсознательном уровне.
Artifex: Твои работы довольно монохромны. Чем обусловлен такой выбор?
Я очень люблю цвет, живопись и буйство красок! Но в своих работах использую достаточно монохромную палитру. Делаю я это не специально и абсолютно не сдерживаю себя, когда не использую спектр цветов. Для моих работ цвет вторичен, так как он может отвлечь слишком много внимания от основной идеи и мысли, которую я закладываю. Но я с удовольствием использую цвет, чтобы заострить важное.
Artifex: Как ты сама называешь свой стиль?
Я называю свою технику живописной графикой. Вначале это были просто зарисовки на бумаге тушью. Потом захотелось выхода на большие форматы. Потом появился цвет.
Artifex: А сейчас ты довольна тем, что делаешь? Думаешь, что нашла себя или продолжишь поиск?
Я очень редко бываю довольна своими работами. Очень самокритична. Только спустя несколько недель после окончания работы я могу действительно полюбить ее. Конечно, я еще в поиске. Задумала много всего интересного, что, возможно, даст новый виток в развитии. Совсем нестрашно меняться и создавать что-то новое. Это питает и стимулирует. Также в планах выходить на объем и, возможно, вернуться к стеклу.
Artifex: Каким образом рождаются идеи для картин?
Я много чем вдохновляюсь. Это может быть фрагмент фильма или сериала, свежая новость в сводке или просто проходящий мимо человек. Пропускаю через себя, анализирую, рисую эскизы, понятные только мне. Составляю набор фраз, которые должны быть заложены в картине. Для меня очень важна мысль и идейная составляющая. Считаю, что гнаться за фактурой или бликом на глазах - путь в никуда.
Artifex: Твои работы кажутся наполненными символами и смыслами, ты стремишься что-то сказать зрителям?
Я очень люблю символизм. Но никогда специально и открыто его не использую. Только второй строкой и, скорее, бессознательно. Крест присутствует почти в каждой работе. Это знак всех знаков. Он имеет очень много значений и несет огромную силу. Я никогда открыто ничего не хочу донести. Мне нравится, когда зритель сам придумывает себе историю, глядя на мою работу, и наполняет ее «своим» смыслом. Хорошо, что мои картины не читаются, как открытая книга.
Artifex: Ты ориентируешься на общественные вкусы и тенденции на современном арт-рынке?
Я постоянно наблюдаю за мировыми арт-тенденциями, анализирую их. Но никогда не стремлюсь создавать то, что сейчас модно. Пишу только в угоду себе. Если кому-то мое искусство тоже по нраву - я только рада.
Artifex: Как ты определяешь назначение высокого искусства?
Я считаю, что искусство, прежде всего, должно нести в себе красоту. Красоту не только линии, цвета и композиции, но и красоту мысли. Только тогда работу можно назвать произведением искусства.
Artifex: Кто из арт-деятелей тебя вдохновляет? Есть ли спутники-вдохновители среди реально существующих художников?
Я просматриваю много сайтов и журналов по современному искусству. Но у меня, к сожалению, очень плохая память на имена. Вдохновители - известные и неизвестные художники. Из известных - Фрэнсис Бэкон, Джефф Кунс, Бернднаут Смайлд, Ян Фабр, Аниш Капур. Но эти и многие другие художники не оказывали особого влияния на мое формирование, только если подсознательно. Я люблю смотреть и анализировать, но не перенимать.
Artifex: Давай поговорим о твоей выставочной деятельности. Как часто ты проводишь выставки, от чего это зависит?
Моя выставочная деятельность зависит от предложений. Я выставляюсь обычно один-два раза в год. Чаще всего - совместно с другими художниками, близкими мне по духу. Персональная выставка пока в планах.
Artifex: За этот год у тебя было две выставки в Хельсинки, расскажи поподробнее об этом опыте.
В Финляндии я выставлялась с двумя художниками из Санкт-Петербурга – это Ксения Пасюра и Дарья Гамулина. Мы представляем арт-группу TROYKA. Хельсинки - отличный нордический город с огромным количеством галерей и арт-пространств для выставок. Первая выставка прошла зимой 2016 года в салоне-галерее Q-HAIR. В сентябре состоялась выставка при поддержке фонда русской культуры в Хельсинки. Мне нравятся северные страны. Я хочу продолжить выставляться и дальше в Финляндии. Так же есть планы на Швецию и Голландию.
Artifex: А в Москву с выставкой не собираешься?
Очень хочу выставиться в Москве как персонально, так и в составе TROYKА. Пока что ищу нужное пространство и обдумываю концепт.
Artifex: Над чем ты работаешь сейчас?
Сейчас я работаю над диптихом. На эту работу меня натолкнула старое фото близкого человека. Должно получиться трогательно и немного с нервом. Все как я люблю. Также сейчас разрабатываю новый изобразительный прием, ход. И работаю с TROYKA над совместным проектом, в котором будет много всего интересного.
Artifex: С какими сложностями сталкивается художник в условиях актуальной ситуации на нашей арт-сцене?
В актуальных арт-условиях художник находится в состоянии выбора. Создавать то, что востребовано в данную минуту, занимаясь плагиатом и «не своим» искусством, или же двигать только свое, искать свою аудиторию. Первое - проще. Второе - правильнее.
Artifex: Какая у тебя мечта в искусстве? К чему ты стремишься?
Самое важное для меня - это саморазвитие. До наивысшей ступени я все равно не дойду, но стремление к ней всегда подстегивает и дает новые возможности.
Artifex: И традиционный вопрос: что заставляет тебя улыбнуться, когда грустно?
Когда грустно, меня заставляет улыбнуться мой кот Иосиф.
Artifex: Спасибо!