Андрей Рублёв – человек, творчество которого стало известнейшим образцом московской школы иконописи рубежа четырнадцатого и пятнадцатого веков. Произведения мастера светятся искренностью, без слов передавая сюжет иконы каждому, кто на неё взглянет.

Нельзя не отметить тот факт, что биография Андрея Рублёва окутана тайной и лишь немногое можно сказать наверняка спустя шесть веков. Распространено мнение, что иконописец родился в семье ремесленников, ведь в корне его прозвища лежит слово «рубель», означающее специальный инструмент для накатки кожи.

 

 

Творение Рублёва, известное каждому – это «Троица». Все элементы иконы находятся в нерушимой гармонии, дополняя друг друга. В центре изображена чаша с головой тельца, а вокруг неё располагаются три ангела. Круг – это символ единства, а потому он передаёт мысль о единосущии лиц Пресвятой Троицы. В то же время символические атрибуты, располагающиеся на фоне: дом, дерево и гора – говорят об особенностях каждой из ипостасей. Как и на большинстве работ Рублёва, фигуры исполнены возвышенного созерцания. Так, мастер изображает беседу трёх ангелов, общение между которыми происходит без слов и лишних жестов. Андрею Рублёву удавалось заложить в икону философский смысл и основные идеи, не акцентируя внимание на мелочах и отказываясь от второстепенных деталей. В своей «Троице» мастер воплотил идеалы православия своего времени, раскрыв мысль о единстве, любви и самопожертвовании.

В Успенском соборе во Владимире сохранились фрески, созданные Рублёвым вместе с Даниилом Чёрным и иными мастерами. В их числе фреска «Страшный суд», сюжет которой, запечетлённый другими творцами, мог бы испугать и привести в ужас простых людей. Но Андрей Рублёв мог наполнить теплотой и верой в справедливость и возможность стремления человека к духовности. «Страшный суд» не демонстрирует злость, страдание и разделение человечества на хороших и плохих. Композиция убеждает созерцающих в единстве, целостности мира и живущих в нём созданий.

 

 

В двадцатых годах пятнадцатого века Рублёв, вновь объединившись с Даниилом Чёрным, работал над росписью Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. В те времена Русь раздирали междоусобицы и людям было необходимо напомнить о возможности мирного сосуществования. Поэтому Андрей Рублёв старался отразить эту идею в своих работах, воодушевляя и обнадёживая зрителей.

На творчество Рублёва, безусловно, оказал влияние византиец Феофан Грек. Но духовное становление иконописца и развитие его мировоззрения происходило в согласии с идеями преподобного Сергия Радонежского.

Почтовая марка СССР, 1961 год

Удивительно, что при всём скептическом отношении к религии в советские времена Андрей Рублёв ценился и почитался даже в СССР. Ему посвятили почтовую марку, а в 1960 году успешно прошла выставка, приуроченная к 600-летнему юбилею иконописца.

Андрей Рублёв оставил след в искусстве, а память о нём живёт в сердцах людей. Мастер монументальной живописи, канонизированный в лике преподобных святых, знаменитый иконописец, принявший монашеский постриг – всё это Рублёв, многогранная и неповторимая личность в истории Московского княжества и Руси в целом.

Особый стиль иконописца не оставлял равнодушными сменяющие друг друга поколения. Андрею Рублёву был не только посвящен фильм Тарковского в 1966 году – в честь него даже назвали кратер на Меркурии.