Искусство тогда вызывает у зрителя яркие эмоции, когда оно сочетает в себе и цвет, и искренность, и идею. Примером этого служат работы литовского художникa Андриуса Макаре Макаревичиуса (Andrius Makare Makarevicius).
Каждая картина в его исполнении дышит светом и демонстрирует, как прекрасна жизнь на самом деле. Об особенностях своего творчества Андриус рассказал Алисе Алейниковой.
Artifex: Вы рисуете с самого детства? Расскажите о том, как вы решили стать художником.
Искусство со мной с малых лет (или я с ним). В детстве, помню, очень любил рисовать истории про зайцев. Теперь они тоже иногда появляются в моём творчестве. В школе меня интересовали только искусство, музыка и история. Я посещал художественный кружок, где занимался под руководством очень хорошей учительницы. Там я и «зацепился» навсегда. После окончания школы я поcтупил в Вильнюсский педагогический университет (сейчас Литовский университет образовательных наук). Там были замечательные преподаватели: Александрас Возбинас, Гиедре Ришкуте, Линас Лианзбергис, Ричардас Барткевичюс.
Artifex: Ваши картины радуют своей колоритностью. Почему вы отдаёте предпочтение столь ярким краскам?
Мне нравятся яркие цвета. Цвет сам несёт в себе эмоции. В жизни и так много негатива: газеты, телевидение… А мои картины уравновешивают это своим колоритом и позитивом.
Artifex: Ваша первая персональная выставка прошла в 2003 году. Что вы чувствовали, впервые делясь своим творчеством с широкой аудиторией?
Первая выставка прошла в моём родном городе Пабраде, в школе, которую я уже на тот момент закончил. Конечно, волновался, но не слишком: всё-таки свои, знакомые стены. А вот позже, когда стал выставлять свои работы в Вильнюсе, было много волнения. До сих пор, когда я открываю выставку, очень волнуюсь. Но я думаю, что это нормально. Всё-таки я показываю публике свои мысли, эмоции, переживания. Это как выступать голым перед публикой. И, если когда-нибудь волнение исчезнет, это будет странно, и надо будет серьёзно задуматься.
Artifex: «Медитация на тыкве» ─ работа, завораживающая и притягивающая взгляд. Как появился сюжет этой картины?
Всё началось, когда я поменял форматы холстов. Полезно иногда выйти из зоны комфорта, поменять формат и студию. Это была первая картина после значительных перемен. Тогда я, как и почти всегда, слушал музыку, только-только прочитал книгу Дэвида Линча «Поймать большую рыбу». Там много написано про медитацию. Начал думать над композицией, импровизируя на тему медитаций. Должно было получиться ярко, но при этом дарить зрителю спокойствие, умиротворённость. Сейчас картина продана, и я рад, что она кому-то понравилась.
Artifex: А какая из ваших картин нравится лично вам больше всего и почему?
Наверно, всегда больше нравятся последние работы. Потому что ты ещё живёшь с ними, пребываешь в том же настроении. Но не могу сказать, что не люблю свои более ранние работы. Всегда немножко жаль, когда расстаёшься с картиной. Это как твой ребёнок.
Artifex: Вам бы хотелось овладеть новыми техниками рисования? Если да, то какими?
Я считаю, что всё нужно попробовать, но пока что хватает и живописи. А что будет завтра, я не знаю. Для меня писать маслом ─ это всё, и перекидываться на другие техники я пока не планирую.
Artifex: Что служит для вас вдохновением?
Вдохновляет многое… Это и музыка, и книги, и кино. Также прогулки по городу и наблюдение за горожанами, любование архитектурой. На меня большое влияние оказывают моменты, когда я нахожусь в лесу или возле моря. Всё это входит в меня, там смешивается и после изливается на холст.
Artifex: Есть ли художники, на которых вы ориентируетесь?
Есть любимые мастера, у которых много чему можно научиться. Нравятся и средневековые художники, и импрессионисты с экспрессионистами. Выделить кого-то одного сложно. Интересоваться надо всем, изучать разных мастеров живописи. Но ориентироваться на свои собственные работы и стремиться к лучшему.
Artifex: Бывает, что за картиной скрывается целое приключение, пережитое автором во время её написания. История создания какой из ваших картин была самой интересной?
Скажу, что за картинами у меня прячется не одна история или приключение, а даже несколько сразу. Они смешиваются, искривляются и отдаляются от реальности. Иногда бывает, что утром встаёшь и идёшь посмотреть, что же там вышло. Это как транс. Отключаешься от этого мира и погружаешься в мир иллюзий и аллюзий. Так что сложно было бы рассказать одну историю. Поэтому попробую рассказать несколько.
Картина «Наблюдая солнечное затмение» заключает в себе одну историю: она и была написана в тот день, когда было затмение, но также к этому приплетаются и другие приключения.
«Подруги» отражают месть (без гнева) моим подружкам, которые прислали мне фото, где они делают то же (только одеты), что и героини моей работы. Вот я и написал эту картину, немного добавив от себя.
Artifex: Какие у вас планы на будущее? Какие проекты вам бы хотелось воплотить в жизнь в ближайшее время?
В ближайшее время я занят делами, связанными с моей новой выставкой, которая пройдёт 21 февраля в Вильнюсе в галерее Aidas. До этого буду на пленэре Vilniaus Spalvos (что переводится как «Цвета Вильнюса»). Там будет много художников из Латвии, Эстонии, Белоруссии. Новые знакомства ─ это всегда интересно. Они, кстати, тоже вдохновляют.
Artifex: Любите ли вы музыку? Какие исполнители и направления в музыке вам нравятся?
Да. Очень. Слушаю много разной музыки. От классической до металла, от джаза до электронной музыки. Всё зависит от настроения. В один день могу слушать Тома Уэйтса, Ника Кейва, The Cure, My Sleeping Karma, Bohren&Der Cub of Gore, а в другой ─ произведения Шопена, Вивальди. Настроениемнеподнимают Gogol Bordello, Zaz, Chet Baker, Charles Mingus, Shabaka&The Ancestors. Могу долго перечислять.
Artifex: В чём главная особенность вашего творчества? У вас есть уникальный авторский приём или фишка?
Сложно ответить, потому что мало думаю о том, какой я особенный. Я просто работаю, и главное, что у меня в голове, ─ это сделать картину такой, какой я её задумал. Говорить об этом незачем, ведь всё, что можно сказать, можно и увидеть на картинах: в композиции, персонажах. Они отображают наш мир, наши чувства, ситуации: ироничные, с сарказмом, иногда с ноткой меланхолии, спокойствия.
Artifex: Как вы думаете: люди рождаются талантливыми или же приобретают свой талант со временем?
Я соглашусь с популярной фразой. Автор ─ это «1% таланта и 99% труда, но, если нет этого одного процента, так никакая работа не поможет». Думаю, что каждый может научиться технике, но, если нет идеи, огня в душе, то ничего не получится. Главное ─ иметь стимул, а потом работать и ещё раз работать. Со временем всё будет видно.
Artifex: Если бы существовала целая планета вашего творчества и фантазии, какой бы она была?
На ней точно не было бы войны, плохих людей. Все ходили бы в лёгкой одежде, потому что было бы тепло. А о смене времён года мы узнавали бы только по изменению цвета природы. Всё ярко. Люди живут далеко от цивилизации, где-то на природе, спят под открытым небом, пьют вино.
Artifex: Что заставляет вас улыбаться, когда грустно?
Радуют всякие мелочи: солнце, природа, тишина, хорошая книга, музыкальные пластинки, встречи со знакомыми. Надо научиться замечать мелочи, и всё будет хорошо!