Известный французский ученый и философ Блез Паскаль как-то заметил: «Какая это странная живопись – натюрморт! Она заставляет любоваться копией тех вещей, оригиналами которых не любуешься»

И действительно, великие художники своими творениями не раз убеждали мир, что окружающие нас привычные вещи несут в себе некий смысл и великую красоту. Королем в этом жанре живописи является натюрморт с цветами. И, пожалуй, найдется совсем немного художников, «устоявших» перед искушением изобразить великолепные садовые розы и астры или скромные полевые ромашки и колокольчики. Зато можно назвать целый ряд живописцев, начиная от натюрмористов Голландии, кисти которых принадлежит «целая цветочная оранжерея». Имя французского художника Анри Фантен-Латура (Henri Fantin-Latour) занимает в этом списке почетное место.

 

Анри родился в 1836 году в Гренобле. Можно сказать, что он имел кровную связь с Россией. Его мать - наша соотечественница Елена Найденова - была приемной дочерью графини Елены Алексеевны Зотовой. Совсем юной девушкой Елена вышла замуж за французского художника Жана-Теодора Фантен-Латура и уехала во Францию. Впоследствии одна из сестер Анри, Мари-Луиза-Элен, стала женой русского генерала Яновского и всю свою жизнь провела в России.

Первые уроки живописи Анри получил от отца, который был неплохим художником-портретистом и преподавателем рисования. Затем последовала учеба в школе изящных искусств в Париже. В начале своего творческого пути будущий художник привлек к себе внимание преподавателей замечательными копиями картин старых мастеров, которые находились в Лувре. Реалистическому стилю письма, унаследованному от классиков, он остался верен до конца. И это несмотря на то, что художник жил во время расцвета импрессионизма, а среди его друзей были такие известные представители этого жанра, как Дега и Мане.

 

 

Во Франции Анри Фантен-Латур в основном был известен как портретист. Ему принадлежит множество работ, на которых он запечатлел своих друзей - художников, писателей и музыкантов. Среди самых известных полотен, написанных в этом жанре, можно назвать замечательное изображение Эдуарда Мане и групповой портрет «Ателье в Батиньоле».

 

 

В 1858 году художник познакомился с английским художником и коллекционером Эдвином Эдвардсом. С тех пор он подолгу работал в Англии. В 1864 году в Королевской академии состоялась выставка его картин, где большим успехом пользовались работы, которые остаются визитной карточкой художника до настоящего времени.

Это знаменитые цветочные натюрморты. Они прославили имя Фантен-Латура, хотя цветы он рисовал только для заработка. По разным оценкам, им было написано около 800 натюрмортов.

В переводе на русский язык слово «натюрморт» значит «мертвая природа», чего никак нельзя сказать о цветах Фантен-Латура. Они выглядят совершенно живыми, и кажется удивительным, что не ощущается их аромат. Но эти работы нельзя назвать даже очень мастерским копированием настоящих букетов. Художник никогда не писал просто цветы, стоящие в вазах. Для каждого из них он находил подходящий сосуд. Это могли быть и простой стеклянный стакан, и изящный хрустальный бокал, и обычная плетеная корзина, но они непременно подчеркивали неповторимую прелесть композиции.

Пожалуй, самую верную оценку этим натюрмортам дал французский писатель Эмиль Золя, который сказал:

«Холсты господина Фантен-Латура не бросаются в глаза и не взывают к вам со стен. Чтобы проникнуться ими, их нужно рассматривать долго и внимательно. Тогда до вас дойдет их простая правда – и вы к ним обязательно вернетесь»

Это действительно так. Репродукции цветочных натюрмортов Фантен-Латура и в наше время продолжают пользоваться большим спросом, потому что их изящество, скромная прелесть способны украсить самый изысканный интерьер.