На днях Artifex побывал в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, где с 9 июня по 20 августа проходит масштабный и исключительный по своей значимости проект «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе. Картины из собраний Италии и России».

 

В состав выставки вошли более двадцати первоклассных произведений искусства: портреты и работы на религиозную тематику (от композиций для частных заказчиков до крупных алтарных образов). Авторы картин - три величайших живописца эпохи Возрождения - Тициан Вечеллио (Tiziano Vecellio, 1488/1490 — 1576), Якопо Тинторетто (Jacopo Tintoretto, около 1518–1594) и Паоло Веронезе (Paolo Veronese, около 1528 — 1588). Рожденные в разных городах, принадлежавшие разным поколениям и социальным слоям, эти художники удивительным образом дополняли друг друга. Творческому диалогу между тремя гениями кураторы проекта уделили особое внимание.

«Все соразмеряли себя с Тицианом. Он ввел идею цвета, света в венецианском и европейском искусстве. В этом смысле его можно считать первым настоящим европейским художником. Тинторетто был моложе, работал в основном для венецианских заказчиков и постепенно вытеснил Тициана с рынка. Между ними существовало настоящее соперничество. Затем в Венецию приехал молодой человек по имени Паоло Кальяри, прозванный Веронезе, то есть «человек из Вероны». Этому художнику удалось установить дружеские отношения с Тицианом, он был добродушнее, в отличие от вредного Тинторетто, поэтому Тициан его терпел», - рассказывает профессор Веронского университета Бернард Айкема (Bernard Aykem).

Художники внимательно наблюдали за творчеством друг друга, изучали его и, в конечном итоге, сумели сформировать между собой особый тип отношений, исключавший открытое противостояние: сохраняя верность общим культурным корням, каждый из них четко осознавал собственную индивидуальность.

Кураторы выставки не обошли стороной и тему трактовки мифологических сюжетов, в рамках которых Тициан, Тинторетто и Веронезе обнаружили собственные подходы к раскрытию темы красоты, исполненной чувственности и живого трепета.

Самое яркое полотно нынешней экспозиции — «Саломея», принадлежит кисти Тициана. На одном из праздников иудейская царевна Саломея, согласно религиозным текстам, танцевала перед Иродом Антипа и настолько очаровала его своими движениями, что тот предложил исполнить любое ее желание. Неблагочестивая и движимая местью мать подговорила Саломею попросить страшную награду за свой танец - голову Иоанна Крестителя на блюде. Поскольку Ирод публично поклялся выполнить любую просьбу, он не мог отступить от данного слова, и в скором времени голова святого была преподнесена девице. Остается загадкой, как художнику удалось абстрагироваться от личности героини и изобразить это очаровательное, по-детски невинное, личико.

 

 

Выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина открылась накануне юбилея второго по старшинству мастера из этой великой троицы — Тинторетто. Настоящее имя художника — Якопо Робусти, а прозвище Тинторетто в переводе обозначает «маленький красильщик».

Сюжет «Христос и грешница» был очень популярен в венецианской живописи XVI века. Тинторетто обращался к нему не раз. Но, без сомнения, полотно из Палаццо Барберини представляет собой самое эффектное решение этой композиции.

 

 

Действие изображенной евангельской притчи происходит в храме, где с рассвета проповедует Христос. Фарисеи приводят в храм женщину, уличенную в прелюбодеянии. Чтобы спровоцировать Спасителя, они спрашивают его об иудейском законе, предусматривавшем публичную смертную казнь в виде избиения камнями за непристойное поведение. Иисус вместо ответа начинает писать пальцем на земле. И наконец, принуждаемый фарисеями к ответу, он произносит знаменитую фразу: «Кто из вас без греха, пусть первым бросит в нее камень».

Живопись Паоло Калиари, известного как Паоло Веронезе, была «светоносной», и поэтому во многом противопоставлялась «темному» творчеству Тинторетто. Паоло был великолепным декоратором, его занимали пышные вычурные одеяния и декоративная сила живописи в целом. Так в картине «Венера и Марс с Амуром и лошадью» можно увидеть и сияющие драпировки, и золото, и дорогие ткани. Все это создает образ роскошной избыточности.

 

 

Сюжет картины представляет собой союз Бога войны Марса и Богини любви Венеры. Любопытно одно: зачем Веронезе понадобилась лошадь? С одной стороны, конь — один из символов Марса. С другой — художник вводит непарнокопытное ради комического эффекта — таким образом, страсти олимпийских богов становятся в глазах зрителя более приземленными и человечными.

«Эта выставка — уникальный пример и возможность увидеть одни из самых ярких работ венецианских художников периода Возрождения. Выставка об истории цивилизации и том прогрессе, который достигнут в совершенно небольшой промежуток времени, виден в работах и абсолютно уникален. Он сопоставим полету человечества в космос»