Виженари арт (visionary art) — не столько движение, сколько тема. Стили отдельных художников значительно отличаются, и непосвящённым людям может показаться, что это совершенно разные направления. Но всех приверженцев жанра объединяет стремление изобразить мир за пределами человеческого зрения и науки. Картины показывают, как могла бы выглядеть действительность, если бы мы видели духовные и мистические вещи в повседневной жизни. Вода, огонь, земля, ветер, любовь, похоть, святые, нечестивые, добро и зло — вот ключевые символы виженари арт.

 

В этом направлении сливаются искусство, мечты и мифы. Здесь забывается разум, на первый план выходят чувства, которые и ведут художников за собой. Каждая картина — это вырывающийся на волю внутренний мир автора, невидимая территория фантастики и сказочных существ, которую визионеры пытаются изобразить любыми способами. Они вдохновляются снами, впадают в транс или медитируют, порой доводят себя до безумия. Некоторые художники пробуют вещества, меняющие состояние сознания. Они понимают и принимают последствия употребления подобных препаратов, однако желание творить сильнее.

Корни виженари арт уходят в глубокую древность. Можно смело сказать, что зародилось оно еще в доисторические времена, когда шаманы, находясь в трансе, визуализировали объекты в наскальную живопись и общались с миром посредством магии. Что же касается профессиональной живописи, то это движение прошло путь через религиозное искусство Иеронима Босха, мистику Уильяма Блейка, символизм Гюстава Моро, сюрреализм Макса Эрнса, Сальвадора Дали и существующую сейчас Венскую школу фантастического реализма Эрнста Фукса. На протяжении этого долгого пути виженари арт пересмотрело отношение к духовному в искусстве в целом и стало новой религиозной практикой.

Искусство для визионеров стало способом самопознания и путем к самосовершенствованию. Своим творчеством они отображают собственный внутренний мир, работы их сильно различаются, и поэтому неудивительно, что даже у искусствоведов возникают сложности с описанием виженари.

Творчество Морриса Грейвса (Morris Graves) — яркий пример вариативности виженари. Этот художник был экспрессионистом, и его работы проникнуты восточноазиатской философией мистикой и напоминают китайские пейзажные картины. А вот произведения более популярных визионеров Эндрю Гонзалеса (Andrew Gonzalez) и Джонатана Боузера (Jonathon Bowser) отличаются тем, что в них много красоты и эротики. Боузер, например, описывает свою работу как мифический натурализм. Ему интересны мечты и связи между реальным миром и мифологией. Его визитной карточкой стали мифические женщины в фантастических условиях. А Эндрю Гонзалес пошел дальше: художник создает восторженные образы мужчин и женщин, которые окружены полями священной, почти оргазмической энергии. Эта же тема находит воплощение в работах Алекса Грея (Alex Grey). Но и этот художник имеет свою отличительную особенность: фигуры на его полотнах напоминают рисунки из учебников по анатомии, только с религиозными символами и мотивами.

 

Среди российских представителей виженари арт особо выделяется Олег Королев. Его работы являются нетипичными примерами этого движения, так как художник делает акцент на национальную целостность культур всего мира. Картины напоминают давно забытые темные, мрачные сказки Древней Руси, чьи герои готовы забрать наши души или, наоборот, подарить надежду.

Сейчас виженари арт набирает популярность благодаря интернету. Так, Бригид Марлин (Brigid Marlin) основал общество Art Imagination, онлайн-портал для событий виженари. Парижская The Visionary Revue Лоренса Каруана (Laurence Caruana) обращает внимание пользователей на малоизвестных художников и обсуждает научные аспекты данного движения. А The Beanart Джона Бейнарта (Jon Beinart) является сетевым инструментом для художников виженари.

В последнее время у виженари арт появляются не только новые последователи, но и зрители. Ведь художники изображают не окружающую реальность, а внутренний мир со всеми фантазиями и мечтами, которые являются неотъемлемой частью жизни любого из нас. Популярность этого движения огромна, поэтому оно достойно называться новым мировым феноменом.