Деревенские избы, укутавшиеся в пуховые шали из тумана, еще полусонные гуси и куры, встречающие рассвет у колодца, покосившиеся деревянные заборы – у многих из нас есть такие воспоминания о каникулах у бабушки в деревне. Счастливы те, у кого есть возможность хотя бы время от времени «оживлять» их личным присутствием.

Но тем, у кого ее нет, огорчаться не стоит, потому что сегодня мы познакомим вас с современным художником, работы которого наполнены деревенским покоем и безмятежностью. Если вам не хватает умиротворения и тишины, можете смело повесить пейзажи Вячеслава Палачёва в офисе или дома. Уверяем, сегодня они наполнят вашу душу таким же теплом, как в детстве - бабушкины сказки.

Вячеслав Палачёв уделил время нашему корреспонденту Татьяне Гришиной и рассказал о своем творчестве, увлечении финифтью и маслом, а также о непередаваемом очаровании природы Золотого Кольца России.

 

Artifex: Я знаю, что ваши мама и дедушка тоже были художниками, то есть вы – художник уже в третьем поколении. Наверное, это очень ответственно?

Вообще, специально в художники меня не готовили, и никто не настаивал на том, чтобы я продолжал семейную традицию. И я считаю, что это правильно. Художник творит от души, просто потому, что по-другому не может. Конечно, я чувствую ответственность перед родными, но только как коллега.

Аrtifex: Насколько я знаю, ваши первые работы были выполнены в довольно редкой сейчас технике финифть. Почему вы обратились именно к ней?

Финифтью я увлекался, потому что мои родные прекрасно владеют этой техникой. Первые работы я делал под руководством своих близких, они учили меня основам композиции, цвета. Но очень скоро меня увлекла масляная живопись с ее бесконечным многообразием техник, уникальной возможностью передачи оттенков цвета и максимально реалистичной способностью передавать сюжеты. Масляная живопись настолько многогранна, что чем больше я в ней работаю, тем больше открывается новых вариаций в технике и цвете. А меня очень привлекают возможности постоянно совершенствоваться и экспериментировать.

Artifex: Но среди всего многообразия жанров живописи вы явно отдаете предпочтение пейзажу. Какие ощущения вы хотите передать с помощью своих работ?

В своих работах я стараюсь отразить восхищение красотой природы, передать мои собственные ощущения прекрасного, эмоции, возникающие при виде заката, утреннего тумана, игры оттенков света, от разнообразия и самобытности деревенских улочек, от летнего зноя и речной прохлады. Чем больше эмоций мои картины вызывают у зрителей, тем, мне кажется, точнее я смог выразить свои собственные чувства.

Artifex: Как случилось, что вы научились так тонко чувствовать живую природу?

Можно сказать, что вся моя жизнь прошла на природе, ведь родился и вырос я в небольшом поселке, окруженном полями, реками и лесами, уютными деревеньками и садами. С детства любил дальние прогулки, игры на открытом воздухе, рыбалку, а путешествия в дремучие сосновые леса и непроходимые чащи всегда вызывали и до сих пор продолжают вызывать невероятные по силе эмоции. Мне хочется передать все это в картинах, поделиться со зрителями переполняющими меня чувствами, которые вызывает окружающая красота. А еще жизнь на природе снимает стресс, эмоциональную нагрузку, помогает отрешиться от хлопот и забот рабочих будней и городской суеты. Вот эти ощущения я и стараюсь своими картинами привнести в дома зрителей.

Artifex: А что вы можете сказать о географии своих работ?

Чаще всего на картинах изображены окрестности, где я живу: деревеньки, поля и леса Ярославской области, виды городов Ярославля и Ростова Великого. Я живу в пригороде Ярославля в небольшом жилом районе, окруженном вековыми сосновыми лесами, которые тянутся на многие километры. Рядом с домом есть большой чистый песчаный карьер — лучшего места для творчества художника-пейзажиста трудно найти. На этюды и пленэры иду буквально несколько минут пешком - и вокруг уже лес, поля и сады, неисчерпаемые источники для вдохновения.

Мне повезло родиться и вырасти в самом центре Золотого кольца, где исторические памятники зодчества соседствуют с небольшими домиками. И все это окружено садами и лесами в непосредственной близости от города.

Artifex: Судя по тому, как восторженно вы говорите о жизни на природе, жизнь в городе вас не очень привлекает…

Да, городскую жизнь я недолюбливаю. Всегда старался держаться подальше от шумных толп спешащих людей, автомобильных пробок и засилья асфальта и кирпича. В город выбираюсь по мере необходимости, когда нужно купить продукты или материалы для творчества.

Artifex: Как вам удается писать картины с такой фотографической точностью?

В природе удивительным образом сочетаются такие вроде бы несовместимые черты, как многообразие и гармоничность. Для того чтобы картина была реалистичной необходимо соблюдать это сочетание. Приемов много, но главное — умение это видеть и подмечать особенности цвета, деталей, их сочетание и взаимосвязи. Тонкости и детального «перечисления» элементов недостаточно — важно объединить их цветом. А для этого нужно тренировать наблюдательность, уметь подмечать то, что кажется настолько привычным глазу, что упускается из виду. Это и отражение оттенков неба на сырой траве и листве после дождя, разные формы и цвета растений, хвои и стволов деревьев, цветовые рефлексы, объединяющие пейзаж в целое. Именно эти детали, оттенки и градации цвета создают реалистичность картин.

Artifex: Вы работаете в мастерской или на пленэре?

Основная часть работы проходит в мастерской, где не спеша можно обдумать и написать картину на основе опыта и тренировок пленэров. Этюды тренируют наблюдательность, умение «схватить» цвет, сопоставить оттенки с оригиналом природы. Но пленэры — быстрые и тренировочные, в связи с быстрой сменой освещения, облаками, сменой погоды и временем суток. Потом в мастерской все этюды анализируются, переосмысливаются, дополняются деталями, на которые не было времени во время работы на природе. Также при работе в мастерской вспоминается сама атмосфера, в памяти всплывают ощущения и впечатления, пережитые на пленэрах. Все это очень помогает придать картине натурализм и реалистичность.

Artifex: А почему на ваших пейзажах нет людей?

Честно говоря, людей я не особо хорошо умею рисовать… Ведь у меня нет художественного образования, а значит, нет ни опыта, ни знаний, ни практики академического рисунка человеческих фигур. Пейзажную живопись я люблю гораздо больше, а потому мне жаль времени, чтобы отрываться от природы и заниматься опытами портретной живописи. Нельзя объять необъятное. Мне кажется, что лучше сосредоточиться на том, что нравится, что по душе. Лучше совершенствоваться именно в этом, нежели «хватать верхушки» у многочисленных жанров живописи. Если я и включаю в свои картины изображения людей, то только как элементы сюжета, но акцент все равно всегда делаю на природе и атмосфере.

Artifex: Ваши работы знают не только в России, они есть в частных коллекциях в Германии, Австрии, США, Великобритании. Как о вас узнали за границей?

Через интернет и по рекомендации зрителей и любителей моего творчества. Кроме того, по Золотому кольцу часто ездят туристы из-за рубежа. Кто-то из них видят мои картины на выставках, в художественных салонах.

Artifex: Вы довольно часто принимаете участие в различных выставках в Ростове, Ярославле, Москве. Насколько для вас важны признание и успех?

В моем понимании, признание — это положительный отклик в душах зрителей. А выставки я рассматриваю как своеобразное подведение итогов определенного этапа творчества и возможность сравнить свои картины с работами других художников. Они дают возможность увидеть то, что следовало бы усовершенствовать в дальнейшем, в чем еще необходимо тренироваться, проанализировать свою работу с помощью отзывов зрителей.

Artifex: Кого из современных художников вы считаете близкими себе по духу?

Живопись для меня — это своего рода творческая среда, в которую каждый художник вносит что-то свое. Это общий труд, поэтому сложно выделить отдельные имена, так как у всех есть и более удачные и менее удачные картины, даже с учетом субъективности восприятия творчества.

Artifex: На вашем сайте вы разместили фразу неизвестного автора: «В современном искусстве разобраться легко: что висит на стене – живопись; что можно увидеть сзади – скульптура». Чем понравилась вам эта фраза?

Наверное, тем, что я очень ценю разносторонность взглядов людей на живопись и искусство в целом. Каждый оценивает творчество соответственно своему мировоззрению. А короткие, но емкие фразы позволяют в полной мере представить сложность и порой противоречивость взглядов людей на искусство. Любому художнику нужно быть готовым к разным и порой неожиданным оценкам его работ.

Artifex: И наш традиционный вопрос: что может заставить вас улыбаться, когда грустно?

Хорошая интересная книга.

Artifex: Вячеслав, спасибо за интересную беседу!