Лишь немногим художникам, получившим всемирное признание, удается продолжать оставаться собой и не бояться выходить за рамки. Одним из них является немецкий живописец Георг Базелиц, никогда не искавший простых решений в творчестве и всегда готовый к риску.

Если взглянуть на творчество Базелица разных периодов его жизни, нельзя будет точно сказать, что создано раньше, а что — позже, потому что у его картин нет какого-то линейного развития. Они резко отличаются друг от друга как по стилю, так и по качеству. Здесь важнее то, что, несмотря на такое разнообразие форм и жанров, художник время от времени все равно затрагивает одни и те же проблемы, и это особенно впечатляет, если учесть, что занимается живописью он уже более полувека.

Настоящее имя художника — Ханс-Георг Керн, а псевдоним он придумал в честь своего родного города Дойчбазелеца, находящегося вблизи Дрездена. Базелиц родился в 1938 году и живописью начал интересоваться с раннего детства. Уже к пятнадцати годам он написал несколько работ, в основном — пейзажи.

 

 

Но уже в то время художника перестало интересовать соответствие какому-то определенному стилю и модным направлениям. Хотя он мог бы стать мастером и в этом. Многие утверждают, что Базелиц имел дар улавливать все новые, даже самые малейшие импульсы, возникающие в мире искусства, и пробовал отвечать в своих работах на злободневные и одновременно вечные вопросы.

До двадцати лет Георг жил в восточной части Германии, где поступил в художественное училище, но, не проучившись даже двух курсов, он был отстранен от занятий «ввиду социально-политической незрелости». Ему рекомендовали годик поработать на заводе, навести порядок в голове, пересмотреть свои взгляды и уже после этого продолжить обучение. Вполне возможно, что Базелиц был отчислен за свой резкий характер. Во всяком случае, он осознавал, что работа на заводе его уничтожит, и поэтому принял решение ехать на запад, в чем не было особых проблем, ведь в то время берлинскую стену еще не возвели.

 

 

Прибыв в столицу, художник поступил в Высшую школу искусств Западного Берлина. Там его заинтересовал неоэкспрессионизм. Более всего Георг в то время был впечатлен работами Казимира Малевича и Василия Кандинского. А манеру рисования на полу Базелиц перенял у Джексона Поллока.

Уже тогда стали проявляться особенности художника — в частности, его равнодушие к нормам общественной морали. Своей самой первой выставкой Базелиц поверг в ярость многих критиков, выставив перед зрителями картины с говорящими названиями «Большая ночь насмарку» и «Голый человек».

 

Самые недовольные даже подали на автора в суд за столь непристойные работы, но это закончилось ничем.

Хотя кое-какой стиль у Базелица все же был — многие работы он писал вверх ногами. Точнее, писал он их по-разному, но в окончательном варианте они выглядели, словно перевернутые. Яркий пример — «Лес на голове».

 

 

Над подобными картинами художник начал работать в конце шестидесятых. В то же время он начал продвигать в творчестве дисгармонию и экспрессию, критикуя привычное искусство и отвергая все мнения о его «высоте».

Позже за такие взгляды его вместе со многими учениками и сподвижниками стали называть представителями плохого искусства, или плохой живописи. А самого Базелица прозвали хорошим художником плохой живописи. И это прозвище наиболее точно определяет всю суть его творчества. В конце концов, Базелиц стал основателем немецкого постмодернистского течения в искусстве «Новые дикие», чертами которого являлись цвет, резкость и экспрессивность.

Одной из самых интересных работ художника является «Первый ортодоксальный салон — Эрнст Неизвестный» 1963 года. Четыре похожие друг на друга головы с длинными шеями, словно парящие в пространстве, называют идолами, и, скорее всего, они — это четырехкратное изображение альтер эго Базелица. Грубо говоря — это его автопортрет.

В 2006 году художник перерисовал эту картину, назвав ее «Оберон». Интересно, что новые версии своих картин Базелиц называет «ремикс» — термином, использующимся в музыке. А в конце жизни он много времени уделял именно ремиксам своих прошлых работ, словно осознавая что-то новое и переосмысливая их. Например, «Оберон» отличается от оригинала иной тональностью, более точным мазком и решительной композицией.

Не менее важное изменение кроется в том, что все четыре головы на картине стали еще более явно парить над плоскостью изображения. Становится ясно, что они полностью свободны, самостоятельны и независимы от внешнего мира. А так как в их образах Базелиц изобразил себя, то, возможно, он хотел показать свою отрешенность от окружающих.

 

В 1965 году художником была написана картина «Большие друзья», отличающаяся от большинства его обычных работ. На ней изображены два мужчины с крупным корпусом и несоразмерно огромными руками с ладонями больше их голов. На заднем плане мы видим некий постапокалиптический пейзаж, выполненный в однообразных розово-рыжих оттенках, и черное небо на фоне. Несмотря на крепкое телосложение мужчин, их позы скованы стеснением и боязнью даже сдвинуться с места, хоть оба они и осознают, что нужно что-то предпринять.

У «Больших друзей» тоже есть ремикс 2006 года, выполненный в черно-белом варианте. Эта же тема сильных внешне, но беспомощных внутри людей затронута в картине «Пастух».

 

Беспомощность персонажей подчеркнута рваными одеждами и даже такой пикантной мелочью, как расстегнутые ширинки, из-за чего кажется, что брюки вот-вот свалятся.

За основы работ Базелица последних лет взяты самые разные темы, которые при общем рассмотрении уверенно говорят нам о внутренней многогранности и высоком интеллекте художника. Ведь даже если в картинах и затронуты какие-то популярные мотивы, или сделаны аллюзии на них, то это все равно является лишь некоей оболочкой, завернувшей в себя внутренний мир художника со всеми его терзаниями, размышлениями и переживаниями. Яркий пример — та самая скандально известная работа «Большая ночь насмарку». Здесь непристойный образ не завуалирован, а показан очень точно и резко.

Творческую деятельность Базелиц продолжает до сих пор. В 2008 году он нарисовал несколько иллюстраций к кулинарной книге в довольно минималистичном стиле, при этом оставляя изображаемые объекты узнаваемыми. Не так давно он увлекся скульптурой и несколько лет назад представил на своей выставке серии скульптур «Черный орел» и «Виллем уже не курит». Помимо ремиксов старых картин, Базелиц работает над новыми, в частности, крупноформатными автопортретами, объединенными в серию «Без штанов в Авиньоне».

 

 

На протяжении всей жизни Георг Базелиц продолжал и продолжает заниматься творческой деятельностью и создавать работы, в которых вымещает свои мысли и переживания, а они зачастую переходят моральные и этические границы. Для того, чтобы позволить себе подобное, нужно обладать сильным внутренним стержнем, какой есть далеко не у каждого, но ведь Базелиц потому и прозван хорошим художником. Хорошим художником плохой живописи.