Реальность в которой мы живем, - так ли она понятна и является ли действительной и последней инстанцией, которой стоит доверять?

Герхард Рихтер (Gerhard Richter), один из ведущих современных художников, говорил:

«Я не доверяю не реальности, о которой практически ничего не знаю. Я не доверяю несовершенной и выхолощенной картине реальности, что рисуют наши органы чувств»

Сильные слова, не правда ли? Художник считает, что реальность непостижима, а то, что мы видим, лишь подобие, связь которого с реальностью недостоверна. Эти взгляды на жизнь отразились и в его полотнах.

«Абстракция и образ» - так называется выставка этого поистине гениального художника, которую представляет Еврейский музей и центр толерантности. Она будет проходить с 9 ноября 2016 по 5 февраля 2017 года. Куратором выставки является Пол Мурхаус, искусствовед Национальной портретной галереи в Лондоне, который уже выступал в этой роли во время экспозиции «Энди Уорхол: Десять знаменитых евреев ХХ века».

 

Рихтер, как уже было сказано, современный художник. Он родился в Дрездене в 1932 году. Первая выставка Герхарда состоялась в 60-х годах, и уже тогда его творчество было отмечено престижной премией «Молодой запад». С тех пор он является одним из самых успешных мастеров немецкой живописи.

Работы молодого Рихтера тяготели то к фотореализму, то к поп-арту. Он «играл» с элементами рекламы своего времени, включая в полотна стилизованные под рекламные плакаты шрифты и символы. В этот период его работы и были отнесены к «капиталистическому реализму». Это название стало отсылкой к одноименному перфомансу Рихтера, созданному в 1963 году. Вместе со своим другом он решил устроить сюрприз для посетителей мебельного отдела одного немецкого универмага. Ничего не подозревающие обыватели видели двух мужчин, сидящих на диване в обычной для ФРГ бытовой обстановке. На заднем плане по телевизору передавали новости. Этот перфоманс произвел огромное впечатление на публику, хотя сам автор не понимал причину такого успеха, он просто получал удовольствие.

Если сначала внимание художника было приковано к написанию на фотографиях фигуративных картин, то переход к абстракции стал, можно сказать, радикальным и стремительным шагом вперед.

На выставке представлены картины разных лет, отображающие отношение художника к реальности. Но центром экспозиции является серия «Биркенау» (Birkenau). Эти полотна — душераздирающий отклик на снимки, сделанные узниками лагеря Освенцим в августе 1944 года.

Начало серии было положено в 2014 году. История снимков отсылает нас в далекий 1944 год в концентрационный лагерь Освенцим. Тогда в Биркенау, буквально в трех километрах от кузницы смерти, началось строительство нового, более вместительного лагеря. По жестокости он не уступал своему предшественнику: уже к январю 1945 года там погибло более миллиона человек. На снимках, сделанных тайно евреем из зондеркоманды Биркенау, мы видим команду за работой над уничтожением трупов людей, погибших в газовых камерах.

Эти фотографии вызвали живой отклик в душе художника. Он перерисовал их углем на четырех больших холстах, а затем дорисовал черной и белой краской впечатляющие детали. Сам Рихтер назвал их «выражением безмолвной эмоции». Но чтобы понять и прочувствовать ту огромную боль, которая изображена на полотнах, нужно знать их историю. Без этого невозможно понять, о чем идет речь, и услышать безмолвный крик, отображенный мастером на четырех холстах.

Вместе четырьмя полотнами представлены сами снимки, породившие эту идею. Помимо них можно познакомиться с 93 фотографиями деталей этих работ.

Очень часто на картинах Рихтера доминирует серый цвет, а иногда автор вообще отводит ему центральное место. «Серое» (Grey) - одна из таких работ, она написана еще в 1973 году. Это чистая серая абстракция, которая существует отдельно от реальности и не зависит от того, что мы видим. Прямоугольный холст, покрытый мазками масляной серой краски, показывает, что истинную реальность невозможно передать полностью. Она все время «ускользает» от художника, и ему доступно создавать только свою независимую реальность.

 

 

Приходя на выставку и уходя с нее, зрители сталкиваются с работой 1991 года «Зеркало. Серое» (Mirror, Grey). В ней Рихтер соединил два своих любимых мотива – серый цвет и зеркало. Автор позволил зрителям полностью погрузиться в суть абстракционизма: реальность обманчива, в ней существуют только двойники предметов. Вы можете взглянуть в зеркало и увидеть в нем себя, «размытого» в сером пространстве стекла, и обнаружить свой собственный абстрактный мир.