«Мы способны охватить самую широкую аудиторию. Мы знаем это из писем. Один из этих огромных грузовиков, перевозящих металлолом, как-то остановился, и лысый водитель средних лет выкрикнул из окна: «Моя жизнь – это грёбаный момент, а ваше искусство – это вечность». Это было очень смешно и очень трогательно. При этом стоит сказать, что за 50 лет у нас вряд ли что-то приобрела хоть одна английская провинциальная институция. Хоть один музей!»
Гилберт и Джордж (Gilbert & George, Гилберт Прош, 1943, Джордж Пассморт, 1942) завоевали любовь и признание целого мира, создавая «искусство для всех». Зрителям художники запоминаются неброским внешним видом: строгие классические костюмы — их визитная карточка. Но за скромными оболочками кипит неуёмная энергия. За 50 лет совместного творчества британские авангардисты создали более двух тысяч работ. Свои фотографии они предпочитают называть картинами, с помощью которых бросают вызов обыденности. По мнению Гилберта и Джорджа, жизнь, секс, смерть — это главные образы современности.
Художники встретились в 1967 году, когда изучали скульптуры в школе искусств Святого Мартина. Джордж оказался единственным, кто худо-бедно разбирал невнятную английскую речь Гилберта, который родился в Италии. С тех самых пор друзья не расставались.
Они заявили о себе громко: в 1970 году их перформанс «Под арками» (Underneath the Arches) взбудоражил публику всех музеев и галерей, где выставлялись молодые художники. Гилберт и Джордж сами были живыми скульптурами: в строгих костюмах, пародируя мелких клерков, с покрытыми золотой и серебряной краской лицами они часами танцевали на столе. Живые скульптуры двигались, как роботы, а музыка, которая звучала из кассетника, была песней Фланагана и Аллена "Под арками". Позже костюмы стали униформой художников. Уже на протяжении долгого времени они редко появляются на публике в другой одежде.
Так Гилберт и Джордж превратились в «живую скульптуру». С самого начала творческого пути они решили быть и субъектами, и объектами произведений. В своих работах авангардисты соединяют искусство и обычную жизнь. Их первые крупномасштабные фотографии состояли из черно-белых штрихов, позже туда добавились красные и желтые тона. Постепенно они начали экспериментировать не только с цветами, но и подсветкой и черными сетками.
Таковы «С нами на природе» (With us in the Nature, 1971), «Гордон заставляет нас пить» (Gordon’s Makes Us Drunk, 1972), «Красная скульптура» (The red sculpture, 1975-1977), «Молитвенные сады» (Praying Gardens,1982).
Их картины затрагивают различные темы: от религии до политики. А сами авторы говорят, что это «…визуальное любовное письмо от нас к зрителю».
Самая известная и большая серия картин — Jack Freak Pictures. Название происходит от британского флага Union Jack. Именно он становится главным визуальным элементом в этих работах, посвященных теме патриотизма, иммиграции, уважению и нетерпимости. Гилберт и Джордж и здесь появляются на фотографиях: они то полностью в кадре, то демонстрируют лишь головы и грудь. Майкл Брейсвелл, британский журналист, так отозвался об этой серии работ:
«Картины Jack Freak являются одними из самых знаковых, философски проницательных и визуально жестоких произведений, которые когда-либо создавали Гилберт и Джордж»
Еще одной масштабной серией фотографий считается London Pictures (2011). Туда входят 292 работы, где визуальной основой являются обычные заголовки газет. Главной темой здесь стало страдание и насилие, ведь с ними сталкивается большинство жителей крупных мегаполисов.
За страшными надписями художники прячут свои лица. Вглядываясь в них, можно заметить презрение и осуждение, с которыми Гилберт и Джордж относятся к тем, кто не желает решать эти общественные проблемы.
Художники свободно говорят о том, что чувствуют себя аутсайдерами в современном творчестве. Они создают искусство через негатив и называют такой подход «нормально странным». Одну из последних серий Utopian Pictures (2015) британские авангардисты собрали из знаков, объявлений, законов и рекламы. Гилберт и Джордж на протяжении шести лет собирали в Лондоне наклейки, чтобы позже вдохнуть жизнь в «Утопию».
«Другие художники говорят, что они не выходят из дома без альбома для набросков; мы же говорим, что не выходим из дома без жидкости для зажигалок»
Конечно, не всем по нраву такое свободное выражение мнения. СМИ часто «проходятся» на счет картин британских художников. Так, резкую критику вызвали изображения сексуальных актов и телесных жидкостей (мочи, спермы) в работах «Дерьмовый» (Shitty, 1994), «Обнажённые» (Naked, 1994), которые шокировали публику и послужили поводом для язвительных комментариев.
Даже в весьма почтенном возрасте – Гилберту сейчас 74, а Джорджу – 75 лет – их ничто не может остановить. Они продолжают вдохновляться безумными идеями и будоражить общество «искусством для всех».