В Пушкинский музей сейчас привезли Лейденскую коллекцию полотен. Город Лейден для живописи – это как Вена для музыки: самые крутые парни работали там. Экспозицию назвали «Эпоха Рембрандта и Вермеера». По неясной для меня причине, я пропустил мимо ушей слово «эпоха» и с нетерпением ждал похода, ожидая там увидеть Рембрандта и Вермеера. Поэтому, придя туда и обнаружив, что картин первого там двенадцать, а второго – одна, я был удивлён и озадачен. Это меньше половины от всех экспонатов, которые представлены на выставке. Тем не менее, разочарован не был.

Кстати, там были рисунки Леонардо Да Винчи.

 

 

Видите ли, обычно я заранее продумываю, как и о чём писать, но такие вот проколы заставляют больше импровизировать. И сейчас бы я мог начать безудержно хвалить привезённые работы восторгаться мастерством художников… Но зачем? Таким мастерам, как Рембрандт или Вермеер начали воздавать хвалу уже давно, и делают это до сих пор, а ведь прошло уже почти 400 лет! Реставраторы и учёные давно изучили каждый мазок их кисти, а умные искусствоведы разобрали каждое полотно так досконально, что сами авторы бы подивились.

И вот тут прихожу я, и что я могу добавить к этому багажу знаний? Пару сухих банальностей? Нет уж, избавьте...

Поэтому сегодня я действую иначе: назову три причины, почему вам стоит сходить на эту выставку и самим всё посмотреть.

Итак, первая причина – это, как ни странно, её содержание. Да да, знаю, без банальностей всё же не обошлось. Но дело в том, что это не просто коллекция картин, которую развесили вдоль стен. В экспозиции есть движение, соревнование. Вам будет интересно сравнивать работы разных художников, а там представлены современники Рембрандта: его учитель Питер Ластман, друг Ян Ливенс ученик Геррит Дау и другие. Особенно интересно смотреть на портреты разных мастеров, висящие рядом. Например, полотна Рембрандта по барочному тяжёлые, но пышные, в то время как «Девушка за вёрджинелом» Вермеера наоборот отдаёт светом, лёгкостью и уютом. Я не большой любитель портретного жанра, я его не понимаю. Но всё же получил немалое удовольствие, разглядывая полотна.

 

 

Вторая причина – вам будет над чем посмеяться. Да ладно, что тут говорить, просто посмотрите на этого парня. Он явно мизинчиком ударился.

 

 

Хотя шутки шутками, но художников хлебом не корми, только дай добавить символов и намёков. Даже вот в этой картине Питера Ван Лара, как в тех рисунках в интернете, чем дольше смотришь, тем больше замечаешь. Ну только это за четыреста лет до интернета. И это не единственный пример. Я намеренно не показываю много. Экспозиция не очень большая, да и спойлеры никто не любит. Так что приходите сами, не заскучаете, если знаете, куда смотреть.

Ну и третья причина – вы почувствуете всю полноту эмоций, от ощущения уюта до божественного трепета.

 

 

Видите ли, эпоха, которая представлена коллекцией, не просто так называется «золотым веком» голландской живописи. Это период её бурного расцвета. После долгого застоя в Средневековье наконец выплеснулось наружу всё простое и человеческое. Неспроста в это время так бурно развивался жанр портрета. Тысячу лет художники отрицали человека, надеясь на загробную жизнь и вот, наконец, заметили жизнь земную. С её мимолётными радостями. Конечно, насколько инквизиция позволяла радоваться, но Голландии и в этом плане повезло. Вовремя решили стать протестантами, да и в войне с католической Испанией победили. Так вот вы сможете увидеть не только живописные полотна, наполненные символами, с библейскими сюжетами и большим смыслом, но и простые сцены из жизни, как вот, например, эта «Молитва перед едой» Яна Стена.

 

 

И такие, казалось бы, простые сцены действительно завораживают. Потому что в них буквально чувствуется что-то вроде облегчения. Это радость простой жизни, желание художника поймать почти ускользнувшее мгновение, которое через секунду будет навсегда потеряно в вечности. Эти полотна действительно передают эмоции и настроение. И хочется улыбнуться в ответ девушке, которая смотрит на нас поразительно живыми глазами через пелену времени толщиной в 400 лет с полотна Вермеера. А не ради ли этого существует настоящее искусство?