Его не зря считают величайшим британским художником-абстракционистом. Он - обладатель многочисленных премий в области живописи, о его полотнах отзываются как «о торжестве жизни». А английский арт-критик Эндрю Ламберт написал, что «его картины были абстрактные, но они не о реальности, как она на самом деле есть. Они - об очень особых эмоциях, мыслях и чувствах, зависящих от процесса наблюдения».
В историю современной живописи Джон Хойленд (John Hoyland, 1934-2011) вошел как новатор, посвятивший свое творчество поиску новых и совершенных форм и линий.
К сожалению, о происхождении и личной жизни выдающегося мастера известно совсем немного. Но все самое интересное начинается с его юношеских лет, о чем мы поговорим далее.
Творческая карьера Джона Хойленда развивалась довольно быстро. В 1956 году он поступил в Королевскую Академию художеств, одно из самых известных по тем временам учебных заведений. Она была наиболее авторитетной ассоциацией художников Великобритании, и попасть туда было далеко не просто. Но, как говорится, было бы желание. И наш герой смог покорить эту вершину.
А уже в 1960 году, спустя всего четыре года, началась его выставочная деятельность. Хойленд впервые принял участие в новаторской экспозиции под названием «Ситуация», проходившей в галереях Королевского общества британских художников в Лондоне. Примечательно, что работы начинающего мастера были представлены наравне с крупномасштабными картинами современных английских представителей живописи. Но и это не все, что можно сказать о его старте в мире искусства.
1964 год стал особо значимым для Хойленда. Во-первых, тщательно продуманные абстракции уступили место новому, более сложному и органичному стилю живописи. Больше цвета — таково было кредо художника.
Во-вторых, заручившись поддержкой одного из кураторов галереи Whitechapel Gallery Брайана Робертсона, наш герой выиграл стипендию на поездку в Нью-Йорк. Впечатляет, не правда ли?
В городе небоскребов Хойленд познакомился с такими известными в то время американскими художниками как Роберт Мозервэлл, Барнетт Ньюмана, Марк Ротко, Ханс Хофман. Он посетил их мастерские и был чрезвычайно вдохновлен изобретательностью своих американских коллег, как в технике, так и стиле живописи, и в особенности – их цветовой палитрой. Этот период творчества самого Хойленда отличается простыми формами, высоким содержанием цвета и плоской поверхностью картины.
Далее для британского художника наступает время выставок (в том числе и персональных) и шлифовки техники рисования. Он прошел путь от материальности, использования густой краски и абстракции до ирреальности и загадки, уводящих зрителя в параллельную вселенную.
Одновременно с живописью Хойленд занимается эстампом. Это произведение графического искусства, представляющее собой гравюрный либо какой-то иной оттиск на бумаге с печатной формы. В этой технике выполнено Curwen Anniversary Print, одно из самых известных произведений мастера, которое он создал в 2008 году в честь полувекового юбилея Curwen Studio, печатной и издательско-литографической коллаборации, находящейся в Лондоне.
На протяжении своей творческой жизни Джон Хойленд завоевал множество наград, в числе которых — престижная премия Джона Мура в области живописи (1982), а также премия Чарльза Уолластона (1988) за самую выдающуюся работу, которая была представлена на ежегодной выставке Summer Exhibition в Королевской Академии Художеств.
В настоящее время работы Джона Хойленда находятся как во многих частных, так и музейных коллекциях, в числе которых галерея «Тейт» (Англия), музей LACMA (Лос-Анджелес), музей MoMA (Нью-Йорк), Королевская Академия Художеств (Лондон), музей современного искусства Kiasma (Хельсинки) и многие другие.
Автор: Елизавета Строева