Хотели бы вы учиться в заведении с названием «Школа мусорных ведер»? Ну, или хотя бы входить в такое товарищество? Вряд ли. Но вот американский художник Джордж Лакс (George Benjamin Luks; 1867—1933) почитал за честь относиться к художникам этого объединения.

Школа мусорных ведер или Ашканская школа - это направление живописи, появившееся в начале прошлого века в Америке. Целью художников было изображать жизнь бедняков и рабочего краса без прикрас. Почему? Потому что фотографическое искусство только-только зарождалось, и репортажной съемки еще не было, как нет звездолетов в наши дни. А печатная журналистика в то время набирала темп, газеты публиковали на своих страницах информацию «без прикрас». Новости с картинками же продавались куда быстрее, поэтому ловкие газетчики догадались нанимать для иллюстрации городской хроники местных художников. Так появился американский реализм в живописи, а вместе с ним - и один из подвидов живописи «Школа мусорных ведер». Теперь, видимо, понятно, почему входить в это содружество художников и вести «хроники Нью-Йорка» было почетно.

 

Джорджа Лакса называли «плохим мальчиков американского искусства». Он любил дразнить зрителей и критиков своими работами. К тому же Лакс слыл тем ещё пьяницей, любившим кутить до полубессознательного состояния ночи напролет. Даже смерть настигла его в дверях бара, в котором его после скандала избили до полусмерти. Но, несмотря на это, он был человеком с добрым сердцем и отличным художником.

Джордж Лакс появился на свет в штате Пенсильвания, но когда он был еще мальчишкой, его семья переехала на юг штата, ближе к угольным шахтам. Там ребенок наблюдал тяжелую жизнь шахтеров, а также то, как его семья помогает им. Это на всю жизнь врезалось в его память и позднее нашло отражение в картинах.

Вместе с братом Джордж зарабатывал деньги, играя в водевиле, а затем решил стать художником. Особенно его восхищали тогда работы Веласкеса и Халса. И вот уже к 1893 году Лакс стал иллюстрировать американские газеты. В филадельфийской газете он встретил своих будущих друзей. Это были Джон Слоун, Уильяма Глакенс и Эверетт Шинн. Вместе с ними он развивался интеллектуально, проводя время в студии Роберта Генри, американского педагога и художника, основателя группы «Восемь». Вместе они читали сочинения модных литераторов, обсуждали современное искусство, делились своим опытом в дискуссиях.

В 1895 году Роберт Генри пересмотрел свое отношение к импрессионизму и окрестил это направление «новым академизмом». Он призывал своих друзей и учеников развиваться в сфере нового искусства, изображать жизнь без прикрас, рисовать современные американские города.

«Генри хотел, чтобы искусство было похоже на журналистику. Он хотел, чтобы краска была такой же реальной, как грязь», − написал однажды критик Роберт Хьюз.

Так родилась Ашканская школа или Школа мусорных ведер. Она была очень популярна. Ведь именно в то время в обществе зачитывались реалистичным Драйзером с его натуралистическими описаниями простой жизни, тогда же были популярны Крэн, Норрис и журналистские очерки о жизни «на дне». Спрос породил предложение. Уже в 1896 году художник Джордж Лакс, которому и посвящена эта статья, работал в газете New York World в качестве художника-репортера, изображая жизнь «как она есть».

После Ашканской школы Лакс вступил в другое объединение единомышленников – выставочную группу «Восемь» (The Eight). Помимо него в неё входили Джордж Лакс, Уильям Глакенс, Джон Слоун, Эверетт Шинн, Артур Б. Девис, Эрнест Лоусон и Морис Прендергаст. Выставка этой группы в нью-йоркской галерее «Макбет» существенно повлияла на продвижение американской живописи в целом.

 

 

Джон Слоун помог художникам группы показать свои картины в разных городах Америки в ходе передвижной выставки. Именно тогда картина Джорджа Лакса «Кормление свиней» (Feeding the Pigs, 1908) увидела мир.

Стоит подробнее рассмотреть картину «Уличная сцена» или «Хестер-стрит». Написанное маслом полотно хранится в Бруклинском музее. На нем мы видим не только нечеткость изображения, но и реалистичность сюжета, что характерно для стиля новый импрессионизм.

 

 

Торговец игрушками и стайка детей на переднем плане, огромная уличная толпа – на заднем. Лица как у Писсарро на его знаменитом «Бульваре Капуцинок» по мере отдаления изображения все больше напоминают точки с крючочками, а местами - и вовсе смазанные вытянутые пятна. Художнику удалось замечательным образом передать самое главное – атмосферу. Глядя на картину, словно ныряешь в толпу. Интересна и подобранная цветовая гамма – кирпично-черная, также передающая настроение Америки нулевых.

Другая работа мастера – «Площадь Мэдиссон» (Madison Square, около 1920) - уже более оторвана от импрессионистично-реалистичной живописи Лакса и напоминает смесь импрессионизма и экспрессионизма. Симбиоз Моне и Ван Гога. В эту картину надо тщательно вглядываться, и тогда из ярко-синей дымки появится раритетный автомобиль, здание и очертание улицы. Полотно интересно своими отражениями: дом на заднем плане отражается, бликуя, в мокром асфальте.

 

 

Лаксу выпала честь быть учителем таких известных художников, как Норман Рабен, Эльси Дриггс и Джон Алан Максвелл. Его картины по сей день хранятся в главных музеях Америки, а кураторы включают их в престижные выставки.

Так, последняя выставка «Восьмерки» и других американских модернистов прошла в 2009 году в Художественном музее Милуоки.