Сейчас, впрочем, как и всегда, в Париже происходят интересные художественные события. Этот город − не только столица мировой моды, но и мировой центр искусств.
В Гран-Пале до 13 июля 2015 года открыта большая выставка Диего Веласкеса (Diego Velázquez). Он был лидером испанской школы и официальным художником при дворе Филиппа IV.
Для выставки организаторы французского вернисажа собирали шедевры по всему миру в течение двух лет! Наибольшей коллекцией работ Веласкеса располагает Мадридский музей Прадо, удача нынешнего вернисажа в том, что 7 из 48 хранящихся там работ художника были привезены в Париж. Кроме того, Лондонская национальная галерея, Чикагский институт искусств, Метрополитен-музей, Музей искусств Бостона и Музей истории искусств Вены предоставили не только известнейшие полотна, но и ранние работы художника, а также его известные портреты придворных шутов и карликов. Выставка организована согласно хронологическому порядку.
В качестве рекламного постера выбрана «Инфанта Маргарита Тереза Испанская в голубом платье», изображающая ту же самую маленькую девочку с трогательным взглядом, которая стоит в центре знаменитой картины «Менины». Только там это был пятилетний веселый ребенок, а здесь уже серьезная восьмилетняя девочка. На этом великолепном портрете, заказанном Веласкесу для ее жениха императора Леопольда I, отражена двойная жизнь инфанты. С одной стороны, она драгоценная маленькая девочка (дети, рожденные от состоящих в родстве Габсбургов, часто умирали в раннем возрасте), а с другой − просто пешка в дипломатической игре.
Las Meninas. 1656
Гран-Пале не смог получить на время выставки произведение «Менины» (Фрейлины). Эта одна из самых знаменитых картин в мире находится в музее Прадо в Мадриде. На ней изображено ателье Веласкеса в королевском дворце. Художник пишет портрет Филиппа IV и его супруги Марианны, которые видны в отражении зеркала, висящем на дальней стене. В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита, которая, по всей видимости, только что вошла в комнату со своей свитой. Направляя свет и взгляды родителей на девочку, художник создает впечатление семейного счастья, богатства и блестящего будущего маленькой принцессы. Это единственная картина Веласкеса, на которой король и королева изображены вместе. Филипп на 30 лет был старше своей второй жены и являлся её дядей. Маргарита на момент написания полотна была их единственной дочерью.
Portrait of Pope Innocent X. 1650
Все картины, представленные на этой выставке, достаточно редкие и замечательные. Среди них есть и знаменитая работа из римской Галереи Дориа-Памфили, которую прототип назвал «слишком правдивой». На ней Папа изображён таким, каким его увидел Веласкес в первый раз: энергичным и подозрительным. Колористическая гамма сконцентрирована на двух тонах − красном и белом. В награду за портрет художник получил массивную золотую нагрудную цепь с миниатюрным портретом Иннокентия X в медальоне, осыпанном самоцветами. На письме, которое держит Папа в левой руке, написано «Наисвятейшему папе Иннокентию X Диего де Сильва Веласкес, придворный живописец его величества, короля католического».
Чтобы вынести строгий придворный этикет и дворцовую скуку, при дворе заводили шутов и карликов. Ни при каком другом европейском дворе их не было так много, как при испанском. Во взгляде карлика на представленном портрете читаются ум, проницательность и мрачное отчаяние.
Особенно интересны полотна, прибывшие из-за океана, например «Портрет принца Бальтазара Карлоса с карликом», хранящийся в Бостоне. На фоне бордового занавеса, в окружении подушек и ковров, двухлетний наследник испанского престола в одеянии, богато вышитом золотом, стоит прямо и неподвижно рядом с карликом, который пытается обернуться, чтобы увидеть своего товарища по играм. Подвижный карлик, держащий в руках погремушку и яблоко, словно скипетр и державу, является полной противоположностью застывшему принцу.
A White Horse. 1635
Хотя большинство работ Веласкеса всё же осталось в Испании, королевский дворец Мадрида предоставил для выставки в Париже восхитительную картину «Белый конь».
Prince Balthasar Carlos on horseback. 1634
Следующее изображение наследника престола воплотило в себе саму сущность барочного портрета. Мальчик и животное символизируют молодость и энергию, которые нашли отражение в живой манере исполнения картины. Бальтазар умер в возрасте 16 лет, оставив своего отца Филиппа IV без наследника.
The Rokeby Venus. 1644
Отдельный зал посвящен загадочной «Венере с зеркалом». Представленная работа – единственное произведение Диего Веласкеса, на котором запечатлена обнаженная женская фигура. Это объясняется резко отрицательным отношением испанской церкви к подобным изображениям. Впервые картина упоминается в 1651 году, как хранящаяся в коллекции сына тогдашнего премьер-министра Испании, знаменитого своей любвеобильностью и покровительством искусству. Полотно художника оставалось уникальным в испанском искусстве вплоть до появления «Махи обнаженной» Франсиско Гойи, вдохновленного шедевром Веласкеса.
Наряду с произведениями Диего Веласкеса отдельный зал экспозиции выделен для художников, работавших в его мастерской. Влияние Караваджо на живописца, и влияние самого Веласкеса на импрессионистов − вот ещё некоторые темы этой экспозиции.
Идея проходящей выставки в том, чтобы освежить впечатления зрителей о Веласкесе.