Мы с художницей долго не могли встретиться для беседы. В итоге я приехал на её персональную выставку «НАГоЛО». Не знаю, в чём было дело: то ли в атмосфере выставки, то ли в том, что Дина Калинкина - просто жизнерадостный человек, но интервью вылилось в увлекательную беседу. Мы поговорили обо всём - от личного творческого пути до места художника в современном мире. А что из этого вышло - читайте ниже.

 

Artifex: Какова история вашего сотрудничества с Никольской галереей?

Мы были знакомы с Ирой Никольской уже давно. Когда она открывала этот проект, мне повезло: она пригласила меня как участника.

Artifex: Я хотел бы спросить про ваш стиль, на мой взгляд, он довольно необычный, и я не могу навскидку назвать что-то похожее. Вы сами его придумали?

Да, это самый лучший комплимент художнику – сказать, что его стиль ни на чей не похож (смеётся).

Artifex: Единственный, кто, пожалуй, приходит в голову - это Ван Гог. Особенно, если сравнивать ваши цветы. У него работы, конечно, поминорнее, но всё же...

Поминорнее? Может быть, это потому, что мы знаем его историю? (смеётся) Вообще, меня сравнивали с Матиссом, но я не вижу сходства. Матисс весь такой воздушный, а у меня есть чёткие контуры.

Artifex: А какие художники повлияли на ваше творчество?

Наверное, на то, что я в итоге выбрала именно этот стиль – вряд ли повлиял кто-то конкретный. Потому что на разных этапах любимые художники были разные. Когда мне было пятнадцать, то это вообще были реалисты. Крамской, Репина очень любила, Серова, но это уже на переходном этапе. Потом раньше я очень любила модерн, Климта, Альфонса Муху. Но сейчас я всё больше люблю «наивных» художников, например, Гари Банта. Но тоже не могу сказать, что они на меня влияют. Потому что, без ложной скромности, всё-таки надеюсь, что сама придумала этот стиль. Я к нему шла много лет, он не сразу возник.

Artifex: То есть вы не сидели и долго придумывали, а искали в процессе?

Сейчас много художников, которые так работают: разрабатывают концепцию и создают под неё выставку. У меня, скорее, накопительный процесс: я пишу разные работы, а потом собираю их под конкретную тему. Сейчас такая масса вариаций в плане техники: можно телом рисовать, можно разбрызгивать краску, что угодно можно...

 

 

Artifex: Я заметил, что тут бóльшая часть работ выполнена акрилом. Это у вас любимая техника?

Нет, это вообще очень странная закономерность. У меня «ню» занимает процентов тридцать моего творчества, натюрмортов и цветов гораздо больше, но их я пишу всегда маслом, а «ню» – всегда акрилом. Наверное, это повелось с того времени, когда приходишь на сеанс рисования, а по завершении сразу хочется забрать холст обратно. Ну, мало ли что… А акрил - он сохнет пять минут. Поэтому за сеанс в три– четыре часа я делала максимум, потом забирала холст и дома дорабатывала. И я тогда так настрополилась, что натуру теперь могу писать только акрилом, всё остальное – маслом. Это стало привычкой.

Artifex: А пробовали специально наоборот делать?

Да, но получается не очень. Думаю, акрил для натюрмортов слишком груб, он не даёт сделать такие переливы цвета, как хочется. И вообще, я часто другую задачу ставлю: видите, вот на этой картине фон написан одной краской - красной. Я преподаю и своим ученикам запрещаю так делать. Но конкретно в работах с натурой специально пользуюсь этим приемом, пишу буквально краской из банки.

Artifex: Чтобы соединить всё в единое пространство?

Скорее, чтобы подчеркнуть графичность. Если мои натюрморты – это живопись, то мои «ню» - это уже нечто среднее между живописью и графикой. Кто-то их даже с аниме сравнивает.

Artifex: А какая деталь ключевая в ваших работах?

Что касается «ню» - это определённо образ. Если в натюрмортах я иду от ощущений тепла и уюта, которые пытаюсь создать, то в «ню» хочется передать зрителю какой-то кусочек истории, чтобы он задумался. Очень нравится играть смыслами, и если это получается, то работа становится моей любимой. А вот, например, картина. Люди часто подходят и спрашивают: «А кто это? А почему у неё поцелуй на попе? А как она так себя поцеловала? А она хотела или не хотела?» (смеётся) И вот это здорово, когда зрители начинают что-то придумывать, когда у них мозг начинает работать.

 

 

Artifex: Раз уж мы про это заговорили, то расскажите про выставку, на которой мы находимся. Как вам вообще пришла идея создать экспозицию такого пикантного содержания?

Тут всё довольно просто: работы накопились, и хочется делиться. А говорят, что таким делиться нельзя. В фейсбуке в личку пишут, мол уберите, это не соответствует нормам соцсети. Я часто выставляюсь в муниципальных галереях, они предлагают неплохие залы, но не берут «ню», говорят, что дети ходят и всё такое. И вот распирает - а галереи не соглашаются. Так что да, накопилось, и я решила - пора действовать. У меня как-то была выставка «ПОП-АРТ», ну, одни попы на картинах. Знаете, был такой резонанс! Это, наверное, и стало неким толчком в развитии провокационной деятельности. Вообще, очень обидно, что «ню» так отбраковывают везде, это же такой эмоциональный всплеск.

Artifex: Возможно, «ню» просто воспринимается не как Эстетическое, а как Пошлое?

Может быть, хотя я-то держу себя в руках, некоторые делают работы и «покрепче». Это какое-то непонятное современное ханжество. Сейчас столько всего можно, повсюду показывают совершенно жуткие сюжеты, а тут, значит, «фу». Хотя я понимаю, почему мне люди иногда пишут всякие «нехорошие» вещи: честно могу сказать, что я провоцирую... Намеренно. Потому что сейчас, если не провоцировать, то тебя просто не заметят, жизнь напоминает ленту в фейсбуке: твоя картинка уехала вниз и про неё забыли. Что поделать, клиповое мышление. Есть какие-то ориентиры, которые висят в музеях, но их, скажем честно, мало кто видел. Сейчас уже невозможно быть художником одной картины. Некоторые ещё надеются такими стать, но это бессмысленно. Поэтому и нужно провоцировать.

 

Artifex: Я ещё заметил, что здесь почти все картины, кроме трёх, в одной стилистике. Они сильно отличаются почти абстрактной манерой. Как это произошло?

Это самые последние работы. Вот эта, чёрно-белая, вообще сделана специально для выставки пару дней назад, очень быстро, не боясь испортить. Можно сказать «тяп-ляп», но все её выделяют. А те две - это влияние знакомого художника, с которым вместе писали натуру. Я попробовала новую для меня технику и мне понравилось. Надо будет продолжить эту серию, хотя очень трудно выйти из привычной колеи.

Artifex: Ну что ж, ловлю вас на слове и желаю творческих успехов. Спасибо за интервью!