Он носит разноцветные кардиганы и обожает современные технологии, много курит и открыто говорит о своей сексуальной ориентации. В 2017 году 20 тысяч билетов на выставку работ Дэвида Хокни (David Hockney) в галерее Тейт были распроданы еще до открытия, а в 2018-м его картина «Портрет художника (Бассейн с двумя фигурами)» (Portrait of an Artist (Pool with Two Figures)) ушла с молотка за рекордные 90,3 млн долларов, сделав его самым дорогим из ныне живущих художников.

 

 

Хокни говорит, что «не бывает пасмурных дней, бывают пасмурные люди». Неудивительно, что его картины полны красок, они будто отражают его жизнелюбивый характер, хотя в период учебы в Королевском художественном колледже он работал преимущественно в темных тонах. Его картины были чем-то похожи на граффити, испытывали на себе влияние абстрактного экспрессионизма и Пабло Пикассо (Pablo Picasso).

В последний год обучения Дэвид отказался писать дипломную работу, сказав, что художника нужно оценивать исключительно по его работам, а в знак протеста нарисовал скетч под названием «Дипломная работа» (The Diploma). На тот момент Дэвид Хокни уже обладал определенной известностью, поэтому свой документ об окончании все-таки получил, а копия его «дипломного скетча» теперь выставляется в галерее Тейт.

 

Вскоре Хокни переехал в Америку и кардинально изменил цветовую палитру своих картин. Его работы заполнились солнцем, бассейнами с голубой водой и мужскими фигурами. Здесь Дэвид ощутил настоящую свободу, и именно картины райской калифорнийской жизни сделали его знаменитым на весь мир.

«Калифорния по-настоящему потрясла меня. Где-то в глубине себя я уже знал, что полюблю ее. Когда мой самолет пролетал над Сан-Бернардино и я увидел эти бассейны, эти дома и это солнце, все это взволновало меня больше, чем какой-либо другой город», — вспоминает Дэвид Хокни.

Еще одной важной темой в творчестве художника стали парные портреты. На них Хокни редко прописывал лица, и хотя герои картин и узнаваемы, но гораздо больше о персонажах говорят окружающие их предметы.

 

Например, в работе «Мои родители» (My parents) 1977 года можно разглядеть в отражении репродукцию картины «Крещение Христа» (The Baptism of Christ) Пьеро делла Франческа (Piero della Francesca), говорящую о религиозности героев полотна. Среди книг в нижней части картины есть альбом с работами Жана-Батиста Шардена (Jean-Baptiste Chardin) — художника, который прославился изображением сцен домашней жизни обычных людей.

Люди на картинах Хокни чем-то напоминают персонажей ранних версий компьютерной игры «Sims». Они статичны и безжизненны. Художник показывает нам поверхностный взгляд на американскую жизнь и даже специально берет некоторые элементы для своих работ из рекламных туристических буклетов.

«Человек не такая уж крупная сошка. Есть вещи значительнее и в конце концов красивее: закат, восход, комната, всплеск воды, Большой каньон», — объясняет Хокни.

Прожив в Калифорнии более 30 лет, Дэвид вернулся в Англию. Теперь художник смог по-новому взглянуть на родную природу и обратился к теме пейзажа. В этот период Хокни пишет картины огромных размеров. Часто они составлены из нескольких десятков холстов, изображают фиолетовые тропинки и оранжевые стволы деревьев, поражают своей провокационной оригинальностью и навевают ассоциации с пейзажами Сезанна (Cézanne).

После восьми лет работы в Англии Дэвид Хокни снова переезжает в Калифорнию для работы над серией портретов друзей, коллег, соседей и знакомых. Этому проекту Хокни посвятил два с половиной года, собрав своеобразный живописный альбом самых близких людей, которые встретились на его жизненном пути.

Выставка картин этой серии прошла в Королевской академии художеств в 2016 году и получила название «Дэвид Хокни: 82 портрета и один натюрморт».

 

 

Почему же среди портретов неожиданно появился натюрморт? Дело в том, что один из героев в последнюю минуту отказался позировать художнику. Хокни в этот момент уже находился в студии и был решительно настроен на работу. Первое, что пришло ему в голову, это написать вместо портрета натюрморт.

За свою более чем 60-летнюю карьеру Дэвид Хокни также успел поработать в жанре видеоарт, делал гравюры с использованием ксерокса и факса, составлял фотоколлажи, придумывал декорации для театральных постановок, а в 2008 году открыл для себя технику Apple и начал создавать картины в приложении для рисования «Brushes».

«Я люблю рисовать букеты на iPhone, а потом рассылать их друзьям, чтобы у них были свежие цветы, которые никогда не вянут. Надо мной подтрунивали люди из соседних деревень: «Мы слышали, ты рисуешь на телефоне». Это не совсем так, просто иногда я разговариваю по альбому для рисования» — рассказывает Хокни.

В 2011 году в музее современного искусства Копенгагена прошла выставка, на которой были представлены исключительно цифровые работы художника.

Когда Дэвиду Хокни исполнилось 80 лет, художник отпраздновал юбилей масштабной выставкой, прошедшей совместно с Метрополитен-музеем, Центром Помпиду и Галерей Тейт. Хокни вполне мог ограничиться ретроспективой своих работ, но вместо этого продолжил экспериментировать и специально для этой выставки написал серию картин шестиугольной формы с обрезанными нижними углами холста. Так он хотел добиться ощущения расширения пространства и усилить эффект перспективы.

 

 

В 2020 году музей современного искусства Луизианы выложил на своей странице в инстаграм рисунок Хокни, сделанный на iPad. Художник изобразил букет нарциссов как символа весны и надежды на лучшее, чтобы поддержать людей, запертых на карантин.

Сейчас художник живет в Нормандии. В свои 83 года, он пережил инсульт и почти оглох, но продолжает рисовать по 7 часов в день. Цитируя Пикассо, Хокни говорит, что за работой чувствует себя 30-летним и всегда подписывает свои письма фразой: «Люблю жизнь, Дэвид Хокни».