Чувство прекрасного можно не только наработать, с ним можно родиться. Художник Евгений Антонов (1930-1998) был сыном паровозного машиниста, не имел никаких условий для погружения в мир искусства, но оно все равно произошло.

В совсем юном возрасте он увидел в журнале «Огонек» репродукцию с картины Карла Брюллова. Это был первый художник и первое живописное произведение, с которыми Антонов познакомился. Пятнадцатилетнего Евгения настолько впечатлили работы великого русского мастера, что он скопировал его «Всадницу» и поступил с ней в художественное ремесленное училище. Так началось становлени разнопланового живописца, до последнего дня экспериментировавшего и попробовавшего себя в совершенно разных жанрах.

 

Творческий путь Антонова совпал с развитием социалистического реализма, художник всего на два года старше этого направления. К ведущему методу страны Советов он возвращался на протяжении всей своей жизни, хотя и не всегда полностью следовал ему.

На примере трех картин с названием «Солдаты революции» можно проследить как менялась не только техника художника, но и его мысли по поводу всего сюжета. Первый вариант был написан в 1955 году, в ранний период творчества. Здесь фигуры и здание размыты, половину холста занимает темное небо. О нем сложно что-либо сказать, перед нами только эскиз композиции, которая в дальнейшем осталась практически неизменной.

 

 

В 30 лет художник снова воспроизвел этот сюжет. Несмотря на обилие черного цвета, в целом полотно выполнено все-таки в теплых тонах. Центральное место на нем занимают солдаты. Они все очень крупного телосложения, с огромными ручищами и суровыми лицами, но при этом не вызывают отторжения или неприязни. В них чувствуется сила, они – воины, именно эти солдаты вершили историю. Остальные ненужные для идеи детали просто вынесены за кадр.

 

 

Художник вернулся к сюжету только в позднем периоде, в 1989 году. Здесь и небо не такое темное, и солдаты нормального телосложения. И это потому, что главное тут — другое. Внимание зрителя сразу устремляется на горящее здание. Когда-то оно было дворцом, в его создание вкладывали душу талантливые архитекторы и живописцы, в нем жили люди великих умов, а сейчас оно объято пламенем. Антонов участвовал в реставрационных работах, он лично видел, как ужасны поврежденные произведения искусства. Поэтому на картине нет геройства и бравости. Солдаты показаны не воинами, а простыми людьми: лежит снег, им некомфортно, а из-за двух четко прорисованных костров создается впечатление, что им очень холодно.

 

 

Важной деталью являются два новых ранее не появлявшихся персонажа – это дети в левом нижнем углу полотна. Они совсем маленькие, их не должно быть при осаде здания. Наверное, художнику было важно показать отношение молодого поколения к происходящему. По лицу старшего мальчика можно понять, что оно ему очень даже по душе, он улыбается. А если задуматься, то чему? Уничтожению культуры? Массовым убийствам? Страшно это. Становится видна вся бессмысленность и весь ужас процесса революции. Вот через такое переосмысление прошел автор в своей жизни.

У Антонова отлично получались и бытовые сцены, самая удачная, на мой взгляд — картина «Свадьба в Ханты-Манси». Перед нами свадебное застолье в деревенском доме. Среди многочисленных родственников есть все поколения. Совсем юные счастливы, событие вызывает у них радость, они танцуют перед гостями. Люди постарше играют на музыкальных инструментах или просто стоят вокруг стола. Им нельзя сесть, потому что за столом места для людей старшего поколения и молодоженов.

 

 

На общем фоне выделяется персонаж слева от невесты. Он не местный, ветеран и явно отличается от всех остальных. Скорей всего, мужчина — отец невесты, ведь кто еще может сидеть по правую руку от нее?

И, наконец, на переднем плане можно увидеть самых старших — две бабушки, совсем как молодые, пускаются в пляс от переполняющих их эмоций. Очень интересная, кстати, параллель просматривается между ними и девочками сзади. Перед нами в ряд стоят представители начальной и конечной точки жизни, но при этом как же они похожи! Обе пары танцуют, в их глазах видны счастье и радость. Если провести воображаемые линии по головам их и молодоженов, то получится некое подобие тоннеля, в который молодые двигаются. Вот какую жизнь, с сегодняшнего дня и до глубокой старости, они должны провести вместе — в легком танце и с улыбкой на лице.

Антонову замечательно удалось передать этнические особенности этого народа. В деревне свадьба — большой праздник, сопровождающийся играми и развлечениями. В левом окне можно увидеть группу людей, это, скорее всего, ряженые, бегущие к избе веселить молодоженов. А в правом углу — розовые от мороза личики детей, которым очень интересно узнать, что же внутри за праздник. Ведь свадеб они, возможно, никогда раньше не видели.

Особенности просматриваются также в росписях платьев, оконных рам, рушников, которые являются атрибутами местных обрядов. Даже гуляющий олень в правом окне является частью экзотики того мира. Интересной деталью является арбуз. Его можно увидеть между бабушками. Откуда он там взялся? Ведь дело происходит зимой и в деревне. Опять деталь, которой быть не должно, но может быть он является символом чего-то приятного, «сладкого»? Второе вполне вероятно, ведь «Свадьба в Ханты-Манси» искрит яркостью и нежностью, в ней много света, воздуха, легкости. Все указывает на будущее благополучие этих молодоженов.

Художник писал не только людей, довольно значительную часть его творчества составляют пейзажи. Мне бы хотелось подробнее остановиться на картине «Ветка яблони». На первый взгляд в ней нет ничего особенного, но интерес появляется, если посмотреть на дату создания – 1996 год. Меньше чем через два года Антонов умер. И тогда ветка на переднем плане, которая от тяжести плодов низко склонилась к земле, смотрится не так плоско. В ней художник мог запечатлеть себя. За довольно долгую жизнь он оставил большое наследие картин-плодов, он устал от этого груза, у него него не осталось сил нести бремя своего творчества и продолжать расти все выше к голубому небу. Он «падает» на землю, отдавая все свои полотна нам, людям.

 

 

Такое человеческое решение, безусловно, печально, однако на холсте отсутствует какая-либо трагедия. Практически вся картина выполнена в теплой гамме, свет на ней очень мягкий, без резких теней. Яблоки переливаются на солнце, выглядят спелыми и сочными.

Тревоги нет. Окончание своего творческого пути Антонов не драматизировал, уходил скромно, без пафоса. Он ведь даже и яблоней себя не считал — так, всего лишь ветка. Одна из многих веток-художников.

 

У Евгения Антонова еще огромное количество работ. Он писал портреты, натюрморты, исторические полотна, этюды, портреты в стиле ню. Я очень советую вам познакомиться с творчеством этого вечно искавшего себя экспериментатора.