Есть среди нас такие люди, которые вызывают улыбку и улучшают настроение всего парой фразой. Они светятся изнутри, излучают настоящее тепло. А главное, в них столько энергии, что самовыразиться только в одном виде деятельности им просто невозможно. Московская художница Екатерина Ляпина – именно такой человек. Талантливая, красивая, умная и жизнерадостная девушка нашла в своем сумасшедшем графике местечко и для Artifex.

 

Artifex: Расскажите немного о себе. Вы очень разносторонний и творческий человек: музыкальная школа, балет, живопись… Как вы все успеваете?

Успевала именно в этой последовательности. В пять лет пошла в музыкальную школу, в 10 - хореографическое училище, в 19 - художественный институт. Что касается творческого пути, то синтез позволил выплеснуть душу не только в живопись, но и в перформансы, инсталляции, хеппенинги.

Artifex: С чего началось ваше увлечение живописью? Были ли какие-то преграды на вашем пути к искусству?

Увлечение было еще с детства, а почему, окончив балетную школу, поступила в художественный институт? Нашлась! Собрался пазл, не себя в…, а во вселенную в себе. Ведь искусство — это не только выплески эмоций, чувств, а, в первую очередь, познание себя. Именно изобразительное искусство дало мне такую возможность. Каждая преграда – прыжок вверх, они очевидны и необходимы. Было очень много непонимания в связи со сменой профессии. Все до момента одоления, и главное - себя. Уверенность ломает стереотипы.

Artifex: Бывает ли моменты, когда вдохновению покидает вас? Как вы его ищете?

Бывает отчаяние, но это тот еще вдохновитель! Скорее ищу желтые рефлексы в сером «дне», не испытав – меняю призму. Так что вдохновение меня не покидает, я варьирую.

Artifex: В одном из интервью вы говорили, что ваша картина «Невесомость» - это первый шаг в серьезное искусство. Можно ли сказать, что в образе летящего человека – вы? И как часто вы пишете на картинах себя?

Я тогда как-то громко сказала и не точно. Интервью с камерой для меня было большой суматохой. До этого это не было хобби, было все то же, только много тем посвящено танцу. История такая: во время учебы в институте одновременно работала в театре, и это сильно отражалось на полотнах. В одной из творческих бесед учитель (Мухтаров Баят) поднял этот вопрос. Итог - ушла из театра, потом отшельнические путешествия, смирение, познание. В это время и зародилась идея этой композиции. Невесомая душа готова наполниться, образ вселенной навечно бескраен. Пишу, возможно, и не себя, но безусловно прочувствовала это состояние.

Artifex: Вы пишите стихи. Одно из них - «Воспылать на новые идеи». Скажите, как рождались эти строчки? Читая их, складывается ощущение, что одной рукой вы писали кистью на холсте, а второй - ручкой на бумаге.

Перелом и был взят за основу. Перемены сильно влияют на мое творчество. Присутствующая дрожь от новизны и созидает идеи. Но это отчасти правда: иногда я пританцовываю во время письма, иногда пишу в перекуре (смеется)

Artifex: И еще один вопрос, касающийся стихотворений. У вас есть строчки «Внешне промурчу – внутри пролаю, глядя на строжайшее жюри». Звучит как ответ на критику. Это о вашей стрессоустойчивости и неконфликтности? Или же о том, что не каждый способен понять ваше искусство, и спорить с такими бесполезно?

Рождение этого стихотворения - не только моя заслуга. Каждому из своих знакомых я задала вопрос: с кем или с чем я ассоциируюсь? И вот итог.
Конфликты нелегки с самим собой, они влекут неуверенность, боязнь, а это препятствие, когда пьедестал - не цель.

Artifex: А как вы относитесь к критике? Способно ли острое негативное словцо задеть за живое?

Каждый имеет право на мнение, с меня дискуссия, пожалуйста. Живое может задеть только добро, к остальному реакция бездушна.

Artifex: Вас когда-нибудь сравнивали с другими художниками? Как вы вообще относитесь к сравнению?

Наверное, во время работы в мастерской учителя проглядывалось подражательство, это естественно для меня. Что касается творчества - если есть связь, то это случайность. Но ведь из радуги цвета не выкинешь.

Artifex: Есть ли у вас какой-то постоянный идейный вдохновитель?

Влюбленность.

 

Artifex: Кстати, про влюбленность. Ваш муж – скульптор. Получается, что под одной крышей живут сразу два творческих человека. Но бытует мнение, что двум людям искусства иногда совсем непросто ужиться. Сможете ли вы подтвердить эту точку зрения?

В семейной жизни очень легко. Бывают бытовые вопросы, но в смысле понимания, поддержки в творчестве - полная идиллия. Познакомились на первом первом курсе института в 2005 году. Сложилась влюбленная пара, а творческий союз впервые воплотился в 2010 году с инсталляцией и перформансом «Ожившая Изо». В 2012 году за совместный проект «Космическое пространство» на Фестивале традиционного и современного искусства стали победителями в номинации «Современность в искусстве». С того времени на всех персональных и общих выставках мы участвуем вместе, не всегда при этом с соавторскими работами. В основном общие работы — это инсталляции, костюмы к перформансам, и, конечно же, разработка концепций и идей. Большим плюсом скорее всего является то, что мы творим в разных видах искусства: он - скульптор, я - живописец. В работу другого никто не вносит наставления, советы.

Artifex: На чьи работы вы, как художник, можете смотреть часами? Что цепляет в них?

Михаил Врубель, Павел Филонов, Винсент ван Гог - честность, отчаянность, преданность.

Artifex: Над какими проектами вы работаете сейчас, какие планы на будущее?

Работаю над полотном «Нирвана». Размеры у него монументальные, время на создание уходит много. Это полотно отображает соединение религий, призывающих к единому благодеянию во имя обретения мира и добра. Так, на картине церковь отражена в мечети, а за круглым столом - консилиум умиротворения. Основой для идеи послужило место рождения и супруг. Мы - дети разных религий, но соратники в мысли. Нас не тронул обычай, а закрепил дух. Работа займет большое количество часов, буду стараться успеть к новой персональной выставке. Кстати, в июне этого года пройдет уже третий GLICH фестиваль, где выступают и выставляются уникальные личности со своим видением мира. Там также можно познакомиться с моими новыми работами.

Artifex: Спасибо за интервью!