«Я стараюсь, чтобы в картине не было дискомфорта и хаоса»
© Андрей Горенков

Российский художник Андрей Горенков — один из самых заметных современных сюрреалистов. В России уж точно. Когда-то на Artifex уже выходило интервью с Андреем, но с тех пор многое изменилось, поэтому было принято решение ещё раз побеседовать с ним. Мы пришли в гости к художнику в его студию, выпили сидра и поговорили о его предстоящей выставке, о важных для карьеры вещах, конкуренции среди арт-деятелей и о зависимости от чужого мнения.

 

 

Artifex: Давай поговорим о твоей выставке, которая вот-вот откроется. Какую из картин ты бы особенно хотел показать зрителям?

Там будет интересная картина, оммаж (работа-подражание и жест уважения другому художнику - прим. ред.) Дали. Она называется «Сальвадор восхищенно наблюдает свой вклад в мировое искусство». Для меня Сальвадор Дали — один из знаковых людей ХХ века. Я считаю, что он внес большой вклад не только в искусство, но и в рекламу, и в принцип подачи художником себя. Я был на выставке, на которой один российский коллекционер выкупил коллекцию скульптур и рисунков Дали и Пикассо. Из скульптур, что там были, я сформировал свою картину — это была такая дань мэтру, созданная в его стиле, технике, в его цветах и с его работами.

Artifex: А почему именно Дали на тебя так сильно повлиял?

Наверное, его мировоззрение и подача мира мне больше всего понравились. Академический рисунок, очень четкая композиция… Он видит, переосмысливает и выносит идею на холст — эта подача мне больше всего импонирует из того, что я видел.

 

 

Artifex: Знаешь ли ты еще известных современных художников-сюрреалистов, которые могли бы тебе составить конкуренцию?

Ну, сложно сказать, какая у художников может быть конкуренция…

Artifex: Ну допустим, сложнее выделиться, когда есть много тех, кто делает что-то похожее.

Наверное. Но с другой стороны, с этими людьми интереснее выставляться. Все равно сюрреалистические картинки не могут дублироваться. Каждый истолкует символ по-разному: для одного вода — это стакан с водой, для другого — лужа, для третьего — дождь, а кто-то вообще подумает о море. А огонь — кто-то на нем пожарит мясо, а кто-то зажжет свечку в церкви.

Artifex: Ты можешь сейчас определить свои координаты как художника?

Я не считаю себя гением, но думаю, что от природы обладаю некоторым талантом и поддерживаю его трудолюбием. И за 30 лет научился создавать серьезные профессиональные работы. Я знаю, что есть гораздо больше людей, которые рисуют лучше меня, но и я рисую гораздо лучше, чем многие другие.

 

 

Artifex: В чем отличие обычного сюрреализма от философского сюрреализма?

Я видел сюрреалистов, которые начинали вместе с Дали — его, кстати, исключили из их кружка, потому что он не слишком высоко поднимается над реализмом — они считали, что нужно вообще уйти от идей и заниматься автоматорным письмом. Открыть подсознание, и как получилось, так получилось. Мне интереснее, чтобы за картиной стояла философская идея. Конечно, какие-то вещи идут просто композиционно либо не совсем осмысленно, но потом все равно становятся понятны.

Artifex: Для тебя важна реакция людей на твое творчество, похвала?

Конечно, это приятно слышать, это придает уверенности. Понятное дело, что нельзя все время жить только этим. Лао Цзы, кажется, говорил, что если ты будешь жить только человеческими осуждениями или похвалами, то ты будешь жить в страдании, потому что всегда будешь ожидать подтверждение того, что все сделал правильно. Я если уже выставляю работу на суд зрителей, то для себя считаю, что у меня получилось. Как правило, примерно 70% зрителей это нравится, а 30% непонятно или говорят, что попса. Но если я уверен в том, что у меня получилось хорошо, то чужое мнение меня не смутит.

 

 

Artifex: Твоя новая серия «Взгляд» тоже будет на выставке. Можешь рассказать о ней, как она вообще появилась?

Я давно смотрел за мастерами, которые работают в мазковой технике, мастихином. Мне всегда это было интересно. А два года назад мы с компанией «Мы» провели несколько арт мастер-классов на атомных станциях для раскрытия творческого потенциала людей, для сплочения коллектива. И помимо кистей, я начал показывать, как работать мастихином. Начало что-то получаться, и мне захотелось это реализовать. Это два абсолютно разных подхода: если обычную картину я пишу в течение месяца-двух, а иногда и трех, то здесь — день-два-три. И из-за того что я делаю картину так быстро, нужно, чтобы не было случайных мазков, это немножко не характерная для меня техника, но я ее развиваю, чтобы выработать у себя иной подход к живописи. А «Взгляд» — потому что я много обращаю внимания на глаза, исследую взгляд человека. Взгляд ГЛАЗА в глаза — это некая искренность, отражение души.

Artifex: Почему в твоих работах так много женских образов?

Потому что мне нравятся красивые женщины. Я считаю, что через них природа и Господь Бог нам дает ощутить красоту мира. Через цветы, красивых животных, красивых женщин.

Artifex: Ты же и на заказ делаешь работы. Это в основном портреты?

Нет, в основном это сюжетные работы. Заказывают иногда конкретную историю: «Нарисуй меня, но без портрета». И мы с этим человеком разговариваем, выясняем его знак зодиака, предпочтения, есть ли у него домик в Испании или старинный роллс-ройс… И эта штучка может вплестись в картину, и заказчик будет понимать, о чем речь.

Есть абсолютно абстрактные заказы типа «Нарисуй места, где я не был». Нарисовал, приношу эскиз — да, все хорошо. Либо одна из работ «Соблазнение фламинго», там заказчик сказал: «Нарисуй порок. Надо будет, еще поговорим» — «Да нет, все понятно». И я нарисовал символ библейских грехов, но постарался это сделать так, чтобы чувствовалась, что есть какая-то надежда. Я стараюсь, чтобы в картине не было дискомфорта и хаоса. Чтобы человек смотрел на работу, и визуальные образы были бы там красивыми и гармоничными.

 

 

Artifex: У тебя такой серьезный творческий опыт, обращаются ли молодые художники за советом?

Да, я легко делюсь своим опытом. Мне нравится, когда человек ищущий. Я знаю некоторые приемы, которые сам прошел, и знаю, как добиться хорошего рисунка или на что обратить внимание. Я сам самоучка и только при помощи старших товарищей чему-то и научился.

Artifex: А какой тебе самый важный для твоей карьеры совет давали?

«Художник, рисуй!». Чтобы научиться рисовать, надо рисовать. Чем больше ты это будешь делать, тем лучше будет получаться.

Artifex: Как формируются цены на твои картины? Ты сам их назначаешь, или есть какие-то специалисты?

Есть специалисты, но я почему-то их не слушаю и назначаю цену всегда сам. Я начал продаваться через пять лет после того, как стал рисовать свои картины. А первые копии Дали у меня купил брат, когда они еще даже были не закончены. Я был рад, при зарплате в 120 рублей у меня купили работу за 10-50.

Artifex: А сколько работ в месяц ты обычно продаешь?

Обычно одна картина в месяц или в два месяца. Но сейчас некий спад в общем рынке, считается, что кризис идет.

 

 

Artifex: У твоих работ очень поэтические названия, и вообще кажется, что ты очень романтичный и мечтательный человек. Это так?

Частично. Моя женщина регулярно задает вопрос: «А ты правда художник?». Я рациональный очень человек. Я занимался восточными единоборствами…

Artifex: Я вижу вон там фото, и на байке гоняешь?

Да, сейчас пока я байкер в запасе, а так я четыре года был президентом байк-клуба «Койоты» в Жигулевске. Но переехал в Москву, и тут пока не нашел единомышленников, а мотоцикл содержать здесь гораздо дороже.

Artifex: Выставка будет приурочена к твоему пятидесятилетию, и это такой рубеж, когда принято подводить итоги. Что бы ты назвал своей главной победой в жизни?

То, что в армии я понял, что хочу стать художником, и все-таки стал им. И у меня есть какое-никакое имя, меня знают не только в России, но и за рубежом. Я могу показывать людям то, что я сделал.

 

 

Artifex: А что дальше? Какие у тебя цели и мечты?

Как можно дольше оставаться в сознании, чтобы радоваться жизни и радовать других. Еще можно выставиться в Лувре. Чтобы Сотбис наконец разглядел и начал и торговать моими картинами.

Девушка Андрея, Анастасия, подсказывает: На Burning Man съездить.

Андрей: В этом году мы познакомились с людьми, которые делают такое продолжение Burning Man в России, Decompression. Выступили с Анастасией там. Правда, у нас была одна задача, а получилось совсем по-другому. Задумывалось, что все люди, которые подойдут, под нашим руководством что-то смогут сделать. Оказалось, что наше руководство там совсем не нужно, и эти люди сделали там совсем свое.

Анастасия: Это тоже очень интересный опыт. Сначала ты переживаешь, ты же хочешь быть главным, ты же все придумал! Потом приходит даже злость, потом «Ай, ладно, делайте что хотите». А потом ты видишь, что из хаоса все равно вышло нечто новое, и вот это и есть творчество. И эти люди сами себя вывели из стадии хаоса в стадию некоего позитива. В какой-то момент на этом огромном холсте появилось слово «смерть». Потом его закрасили. А все начинались с того, что мы хотели сделать просто две горящие головы, но некоторые люди очень агрессивно навязывали свои идеи…

Андрей: Да, там пьяный человек подошел и говорит: «Я тут буду красить», - «Не надо, ну ты портишь!», - «Я не порчу, я творю!».

Анастасия: И как объяснить человеку, где эта грань между «порчу» и «творю»? А люди так кайфовали! И те, кто рисовали «смерть», им тоже было очень хорошо.

 

 

Artifex: Как ты считаешь, мечты должны сбываться?

Я считаю, что да, но их надо более четко формулировать у себя в голове и отпускать. Не чахнуть над ними. Если ты достоин этого, и у тебя искренние намерения, то эта мечта реализуется. Со мной такое происходило и не раз.

Artifex: На этой ноте перейдем к нашему последнему традиционному вопросу: когда ты в последний раз делал что-то впервые?

Месяц назад впервые проскакал на лошади галопом. Было страшновато, необычно. Я ожидал, что он будет идти рысью, но…

Artifex: Спасибо за интервью!