Художник с фамилией под градусом, Петров-Водкин, писал контрастными цветами и воспевал революцию. Его эротическая картина красуется на школьных учебниках. А свои принципы Кузьма Сергеевич преподавал в большевистских учреждениях.
Он родился в 1878 году в Саратовской области. Его отец был сапожником, мать — горничной, а сам Кузьма планировал работать на железной дороге. Благо — талант мальчика успели заметить. Архитектор, приехавший по заказу на Волгу, оценил рисунки Кузьмы Сергеевича и увез его в Петербург. Там он и получил художественное образование.
В 29 лет Петров-Водкин посетил Северную Африку. Там он пишет картины «Негритянка», «Африканский мальчик», «Негритянская деревня» и «Бириби. Африка».
Начинал юный художник с иконописной живописи (еще с детства он учился иконописи у местных мастеров). Продолжил — яркими и броскими полотнами, став мастером синего и красного. Его картина «Купание красного коня», как сейчас помню, красуется в учебнике по литературе для старших классов. Холст, таким образом, стал эпиграфом символизма Блока и слов Ахматовой. В обоих случаях — стремление к экспрессии и новаторству.
«Купание красного коня» Петров-Водкин написал в 1912 году. Именно эта картина принесла ему мировую известность. На переднем плане холста — голый юноша, сидящий верхом на коне. Справа — еще один всадник. Поодаль, до шеи стоящий в воде, конь уже (почему-то) белый. Сюжет картины подвергался разным интерпретациям. Самое очевидное: Красный конь — это и есть Россия по блоковской «степной кобылице», которая ковыль мнет. Правда, у Блока кобыла белая, а у Кузьмы Сергеевича — красная (видимо, потому, что и судьба России ХХ века — красная). И ковыль у Петрова-Водкина животное не трогает. Наоборот — конь стоит гордо и уверенно в своем собственном «Я».
Кстати, интерпретации подвергаются не только полотна советского художника, но и его фамилия. Существуют две версии. Первая — среди предков Кузьмы Сергеевича была женщина, гнавшая самогон. Вторая, самая распространенная, гласит о том, что его дед в пьяном угаре убил свою жену сапожным ножом. И хотя отец Кузьмы из-за детской травмы никогда не прикасался к алкоголю, но семейное прозвище все равно осталось.
Уже в 1920 году художник пишет «Петроградскую мадонну». 1918 год, революционная столица. Святая кормит младенца. На заднем фоне — шумный и беспокойный город. Люди на улице, в основном женщины, выглядывают из-за стен и перешептываются между собой. Страна поглощена Гражданской войной. Но Мадонна с ребенком дает надежду на жизнь. Интересно, что платок у женщины белого цвета, накидка на плечах — красного, а платье — вообще зеленого. При этом стоить отметить, что художник сразу принял Октябрьскую революцию. После закрытия Академии художеств он стал профессором живописи в новосозданном Высшем художественном училище. Также он занимался оформлением площади к революционным празднествам.
Еще одна картина, посвященная Гражданской войне, — «Смерть комиссара». Она написана к десятилетию Красной армии.
Здесь уже автор размышляет — а действительно ли у большевиков святые лица? Ведь комиссар погибает, и только один рядовой отстал от армии, чтобы подать руку своему начальнику. Остальные шагают дальше — к победе. Кто-то безучастно оглядывается. Не трогает солдат ни смерть комиссара, ни товарища, также упавшего без сил.
«Смерть комиссара», как и многие другие работы художника, выполнена по принципу трехцветия. Излюбленные Петровым-Водкиным цвета — синий, кроваво-красный и желтый. В такой манере выполнены картины «Полдень», «На линии огня», «Яблоко и вишня», «Девушки на Волге» и другие. Этот принцип он преподавал и в училище.
Но Петров-Водкин прославился не только как живописец. В СССР он работал графиком и театральным оформителем. Также после себя он оставил и литературные произведения: путевые очерки «Поездка в Африку», «Самаркандия», написал фантастическую повесть для детей «Аойя» и мемуары под скромным названием «Моя повесть». В 1939 году Петров-Водкин умер от туберкулеза.