«Лягушатник» Пьера Огюста Ренуара, является прекрасным примером французского импрессионизма. Интересно, что одноименное полотно есть и у его друга – Клода Моне. «Лягушатник» (La Grenouillere) по–французски означает «пруд для лягушек», был курортом, расположенным на Сене, популярном местом встречи среднего класса на реке недалеко от Буживаля.

 

Отель La Grenouillere был одним из любимых мест отдыха императора Наполеона III и его семьи и популярным местом встречи художников. «Лягушатник» служит прекрасным образцом для сравнения и сопоставления стилей двух мастеров и исключительным в том смысле, что демонстрирует прямое сравнение техник двух величайших художников в истории искусства и, безусловно, двух величайших импрессионистов. Работая в одном месте, Ренуар и Моне писали свои полотна с одинаковой точки зрения, что позволяет напрямую сравнивать двух художников.

 

 

История
Летом 1869 года Ренуар и Моне вместе отправляются в Буживаль, живописную деревню на берегу Сены, примерно в двадцати километрах к западу от Парижа. Художники разместили свои эстакады рядом друг с другом, и всего через несколько часов каждый создал свой собственный «Лягушатник».

 

 

Общее
Моне и Ренуар похожи в том, что они оба уловили мимолетность момента в природе – главная цель импрессионизма. На каждой картине есть вид небольшого круглого плавучего дока. На каждой картине изображена большая лодка, плывущая к причалу, и несколько маленьких лодок. На каждой картине есть пары, прогуливающиеся вдоль кромки воды или пересекающие бандитские планки. Оба художника используют импрессионистский стиль смелых мазков, сочетают резко контрастирующие, не смешанные цвета, которые дарят картине мерцающую жизнь воды. Оба мастера ценили поверхностное, незаконченное качество работы. Несколько ключевых особенностей (большая лодка, въезжающая вправо, и опущенная ветка дерева на переднем плане) подтверждают, что картины были сделаны одновременно.

 

 

Объекты картины
На картине Моне в левом нижнем углу есть две гребные лодки, а с правой стороны – большая конструкция с людьми. В центре картины – платформа на воде с группой людей и дерево с темно-зелеными листьями. Позади центрального дерева находятся деревья светло-зеленого цвета, окрашенные множеством быстрых мазков. В нижней половине нет человеческих фигур, а в верхней половине нет лодок. Нижняя половина – своего рода натюрморт качающихся лодок на воде, ожидающих сдачи в аренду. Верхняя половина наполнена группой фигур.
На картине Ренуара местоположение предметов одинаковое, но элементы расположены по-разному. В нижней части холста находятся несколько гребных лодок, которые отрезаны, а с правой стороны та же большая конструкция, что и на картине Моне, но зритель не видит на ней людей. В центре внимания живописи Ренуара лежит платформа с людьми, расположенными на ней.

 

 

Техника Моне
Моне изображает момент солнечного света и желает таким образом вызвать чувства и эмоции о силе Природы. Его сознательное разделение предметов на картине предлагает зрителю путь от одного плана к другому – он начал с детального сосредоточения на цветах на лугу, которые ведут зрителя к пруду, затем к деревьям и кустарникам на заднем плане, а потом и выше, в небо.

Моне также экспериментировал с новыми способами отражения воды, используя огромные широкие мазки коричневого, белого и синего цветов. В живописи Моне рябь воды состоит из повторяющихся штрихов, а в живописи Ренуара рябь неоднородна и не смешивается с другими цветами. Отражение дерева в живописи Моне в воде разделяет картину на две половины. Организованная композиция Моне отличается от живописи Ренуара, в которой отсутствует организация горизонтальных и вертикальных линий. Эта картина в действительности гораздо больше предана воде, ветрам, свету и отражению, нежели человеческой истории.

 

 

Техника Ренуара
Прежде всего, мы замечаем, что версия Ренуара намного более серебристая: в ней меньше контрастов между крайним светом и крайней темнотой.

Если Моне более детально выписывает предметы природы, то Ренуар гораздо больше внимания уделяет людям, а также нескольким собакам, которых нет в живописи Моне. Мы можем насчитать более десятка человеческих фигур и ясно видим, какого они пола и какую одежду носят.

При этом, Ренуар также выписал детали сцены – гребная лодка и покрытые листвой ветви, свисающие с дерева. Композиция Ренуара гораздо менее прямолинейна. Там нет линии через центр. В целом техника мастера на данной картине – это четкие линии, что в большей мере соответствует классической школе. Он также набросал ярко-белый импасто (густая накладка красок для усиления эффекта света и фактуры) по воде, что позволило отразить свет и движение воды, создаваемое купальщиками и лодками.

Если вы внимательно посмотрите на картину Ренуара, почти каждое прикосновение его кисти на поверхности имеет небольшой изгиб. Его мазки пухлые, а не плоские. «Лягушатник» является одним из его шедевров, эклектикой пейзажа и личности в одной картине.

 

 

Таким образом, хотя Моне и Ренуар написали одно и то же место с одного ракурса и в одно и то же время, Ренуар больше фокусировался на людях в своих картинах, в то время как Моне больше тяготел к пейзажам. Моне фокусируется на природе, а Ренуар – на социальной сцене.