Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti) – скульптор, художник, поэт, архитектор, мыслитель. Этот гениальный мастер осветил раннее барокко и эпоху Возрождения своим талантом, не знавшим преград и ограничений. Он достиг успеха и признания во всех областях своей деятельности и вошёл в историю как один из самых выдающихся людей, когда-либо живших на Земле.

 

Обычно дети хотят научиться читать, писать и считать, но юного Микеланджело больше интересовали навыки работы с резцом и глиной. Когда мальчику было 13 лет, отец понял, что ему не справиться с желанием сына заниматься творчеством и отправил его в мастерскую художника Доменико Гирландайо, а через год мальчик стал учеником скульптора Бертольдо ди Джованни. Там его заметил фактический правитель Флоренции Лоренцо де Медичи и стал оказывать покровительство юному дарованию. С того момента начинается стремительное восхождение художника к вершинам искусства.

Имя Микеланджело обычно ассоциируется с героическим пафосом, фигурами, полными совершенства и непоколебимости. Но были у него и работы, отражающие совершенно иные стороны человеческой натуры. Например, к ним можно отнести скульптуру «Скорчившийся мальчик». Она должна была стать одним из элементов проекта для капеллы Медичи, но в итоге оказалась самостоятельной работой, необычной и завораживающей.

 

Многие искусствоведы видят в юноше, низко склонившемся к земле, состояние флорентийцев в 1529-1530 годах после того, как на город напали испанцы. Но чтобы прочувствовать всё то, что творится в душе у запечатленного мастером человека, скульптуру совсем не обязательно привязывать к конкретным историческим событиям. В его позе «читается» очень многое: это желание защититься от напастей, но в то же время справиться с ними, в один прекрасный день разогнуть спину и стряхнуть с себя многочисленные беды. Это единственная скульптура Микеланджело, которая находится в России, ее в 1785 году приобрела императрица Екатерина II.

В 1508 папа Юлий II обратился к Микеланджело с просьбой расписать Сикстинскую капеллу. Четыре года непрерывной работы над будущим шедевром отняли у творца много душевных и физических сил. Он даже написал об этом стихи. В то время мастер не питал страстной любви к живописи, гораздо увереннее чувствовал себя с резцом в руках, а кисть ещё казалась ему непривычной и чужой. Поэтому при взгляде на его работы ясно просматривается влияние скульптуры: рельеф изображенных тел, их объёмность и пластичность заставляют забыть о том, что это картина, а не объёмное произведение.

 

Микеланджело – это титан Возрождения. Исследование его работ до сих пор приводит к неожиданным открытиям фактов, о которых ранее и не подозревали. Например, недавно появилась теория Баррето и Оливейры, согласно которой роспись Сикстинской капеллы является своеобразным самоучителем по анатомии человека. Так, учёным удалось разглядеть почку во фреске «Отделении суши от воды» и мозг - в «Сотворении Адама».