«Всякое произведение имеет свою цену, если заключает в себе идею»
© Микеланджело Буонарроти

В Средневековье эпизоды из повседневной жизни библейских персонажей пользовались огромной популярностью, их писали многие мастера. А библейский сюжет про мучения святого Антония был, пожалуй, самым растиражированным после Мадонны с младенцем.

Сегодня разговор пойдет о картине Мучения святого Антония (Tormento di Sant'Antonio), написанной Микеланджело Буонарроти, одним из крупнейших и авторитетных мастеров эпохи Возрождения.

 

 

До сравнительно недавнего времени авторство этой картины ошибочно приписывали ведущему флорентийскому художнику Доменико Гидландайо, который преподавал живопись и руководил художественной мастерской. Среди учеников Гидландайо был ещё совсем молодой Микеланджело. Будущий художник и скульптор только начал делать свои первые шаги в искусстве, он занялся изучением живописи во Флоренции, после того как неудачно испробовал себя в финансовом деле.

В июле 2008 году современные искусствоведы, изучая стилистические особенности художников эпохи Возрождения, неожиданно выяснили, что произведение принадлежит не Гидландайо, а его ученику Буонарроти, которое тот написал в 1487-1488 годах, в возрасте 12-13 лет.

Не секрет, что на философскую идею написания картины Буонарроти вдохновила прекрасная гравюра в готическом стиле, принадлежавшая известному немецкому живописцу Шонгауэру. На ней изображён святой Антоний и терзающие его демоны.

 

 

Стоит отметить, что мастер значительно «поправил» источник своего вдохновения: он обогатил его цветовую гамму и дополнил и усовершенствовал фон, которого на старинной гравюре вообще не было.

Кроме того, Буонарроти изменил выражение лица Антония - оно стало отсутствующим. Даже мелким деталям автор уделил большое внимание. Так, один из известных биографов Микеланжело писал, что юный мастер, работая над картиной, специально ходил на местный базар, чтобы посмотреть, как выглядит рыбья чешуя, в которую он решил облачить одного из бесов.

Сюжет на гравюре Шонгауэра и на картине Буонарроти был взят из культового источника про святого Антония, который всю свою жизнь боролся с искушениями и мирскими соблазнами. В его жизнеописании много рассказов о чудодейственном изгнании нечистой силы, а также о многочисленных собственных победах над грехами. В христианстве Святой Антоний олицетворяет образ отшельнического и монашеского образа жизни. Чаще всего он изображается стариком с бородой.

Как и в других популярных картинах, написанных на эту тему, сюжет мучений святого Антония разворачивается вокруг борьбы старца с демонами, которые чаще всего имеют облик ужасных фантастических животных. У многих из них есть рога, что является символом сатанинского искушения.

На картине зрители видят святого мученика, попавшего в дьявольскую ловушку и терпящего мучения от сверхъестественных и безобразных существ, в обличии которых уродливо перемешаны человеческие и звериные черты. Вся сцена наполнена неистовым ужасом. Своими мощными когтями, хоботами и клыками монстры из преисподней терзают Антония, превращая его жизнь в невообразимые страдания.

Несмотря на то, что сюжет картины является очень распространённым, после установления авторства ею серьёзно заинтересовался Художественный музей Кимбелла, который и приобрёл её за шесть миллионов долларов. Это ли не чудо? Шедевр итальянского мастера, который так долго хранился в частной коллекции, наконец-то признан!

Уникальность этого полотна состоит еще и в том, что юный Микеланджело, не имея ни профессионального образования, ни опыта, создал на данный момент самое дорогостоящее «детское» произведение искусства.

Несомненно, эта картина расширила представление наших современников о творчестве великого Буонарроти, который сам, кстати, не считал себя живописцем, и обогатило культурное наследие человечества.