Импрессионизм, как правило, ассоциируется у обывателя с художниками-французами. Но само существование американской художницы-импрессионистки ломает все стереотипы жанра. Мэри Кассат (Mary Cassatt) не просто внесла вклад в это направление, она создала огромное количество «семейных» картин, которые пронизаны домашним теплом и уютом.

 

Мэри Кассат родилась в обеспеченной семье в Пенсильвании. Она еще в детстве побывала во многих европейских столицах, включая Лондон, Берлин и Париж. Поэтому путешествия по Европе можно с полной уверенностью назвать важной частью ее образования. А французская столица вообще сыграла решающую роль в судьбе будущей художницы.

Отец Мэри, биржевой брокер Роберт Кассат, был против того, чтобы дочь всерьез занималась живописью. В то время увлечение искусством считалось полезным для девушки, но о том, чтобы сделать подобное хобби делом всей своей жизни, не могло идти и речи. Но Мэри пошла наперекор желанию семьи и стала изучать живопись в Пенсильванской академии изящных искусств в Филадельфии. Учиться у мужчин, да еще и в неспешном темпе, мисс Кассат совсем не нравилось, потому в 1866 году она уехала в Париж, где намеревалась продолжить обучение самостоятельно.

Но французская столица не спешила раскрыть объятия молодой американке. В самую престижную Национальную высшую школу изящных искусств, в которой учились Клод Моне и Эжен Делакруа, женщин не принимали. А в кафе, без которых нельзя себе представить художественную и литературную жизнь Парижа, им вход был и вовсе запрещен вплоть до начала 1870-х. Единственным выходом было занятие в частных студиях.

Когда началась франко-прусская война, Мэри Кассатт пришлось покинуть Европу. Но вскоре она вернулась туда, так как архиепископ Питтсбургский поручил ей написать копии некоторых картин в Италии. Это задание дало художнице возможность путешествовать по Европе и учиться у лучших мастеров того времени.

В 1872 году работа Мэри Кассат впервые была допущена к показу жюри Парижского салона. В дальнейшем отношения с критиками у художницы складывались не лучшим образом: она выбирала свои темы, она была женщиной, и она была американкой. Противостояние традициям Салонов привело Мэри к импрессионистам, которые не боялись смелых экспериментов.

Важным событием для творчества Мэри Кассат стало ее знакомство с пастельными работами Эдгара Дега. Именно он помогал ей осваивать технику работы пастелью, благодаря которой в ее картинах впоследствии появились теплота и разнообразие цветов.

Стоит отметить, что дружба Мэри Кассат и Эдгара Дега была своего рода феноменом, доказательством того, что искусство способно преодолевать даже такие барьеры, как разное мировоззрение. Мисс Кассат боролась с самой идеей неравенства полов, а Эдгар Дега считал, что женщины в принципе не понимают стиля. Он даже как-то заявил, что не может поверить, что женщина способна так хорошо рисовать. И эти слова были сказаны в адрес Мэри Кассат.

 

 

Ярким примером влияния Дега на творчество своей подруги является написанная пастелью картина мисс Кассат «В театре» (In The Theatre, 1880). Здесь невольно вспоминаются многочисленные балерины, которых рисовал Дега, используя тот же материал. Влияние гения пастели можно заметить и в штриховке, и в тематике рисунка.

Творчество Мэри Кассат ассоциируется с изображением детей. Одной из самых известных ее картин является «Маленькая девочка в синем кресле» (Little Girl In a Blue Armchair, 1878). Благодаря необычному ракурсу и широким мазкам кисти, происходящее на полотне становится более живым.

 

 

Это касается и сюжета картины (девочка отдыхает после игры), и интерьера, который кажется более объемным, благодаря тому, что художница удачно отобразила падающий на кресла свет. Новизна работы заключается в том, что образ ребенка не идеализирован, девочка не похожа на херувима или сказочного персонажа. Она устала и раздражена – такие эмоции ребенка до Кассат никто не изображал.

Известность художнице принесли картины с изображением матерей с детьми. Она сама никогда не была матерью, но ей удалось отлично показать это состояние в своих картинах. Так, полотно «Купание ребенка» (The Child's Bath) хорошо показывает умение Мэри Кассат превращать простые бытовые моменты в нечто совершенно необыкновенное и милое.

 

 

Эту работу можно назвать своеобразным рубежом в творчестве художницы. Очевидно, что она отходит от импрессионизма, начинает формироваться ее собственный стиль. Это, например, заимствование простоты и ясности, которые свойственны японской гравюре, и акцент на декоративных элементах.

Мэри Кассат скончалась в 1926 году. Она оставила после себя огромное количество превосходных импрессионистских картин, которые разрушили веками существовавшее убеждение, что женщина не может творить наравне с мужчинами.