Настя Миро – художник, который не верит во вдохновение, любит дедлайны и не признает мольберты. Никита Грибский – ее менеджер, он всегда поддерживает Настю, напоминает ей, что нужно поесть, и знает, как оживить российский арт-рынок. Вместе они делают потрясающую работу и радуют ценителей искусства не только в России, но и за рубежом.

 

Совсем недавно в Nikolskaya Gallery прошла их выставка «Взгляд на Восток». О том, что там было, как создавались работы, и почему Насте Миро пришлось ездить в багажнике, читайте в интервью.

Artifex: Настя, расскажи про свою выставку «Взгляд на Восток», которая сейчас проходит в Nikolskaya Gallery.

Настя: Выставка была сделана специально для галереи в Пекине и показана уже повторно для нашего зрителя. Это работы, сделанные за пять лет, во время моих путешествий по Китаю, Индии, Шри-Ланке и Непалу.

Artifex: Почему именно Nikolskaya Gallery?

Никита: Общие знакомые. Мы учились на одном факультете в школе RMA, которая занимается выпуском арт-менеджеров и работников галерейного бизнеса.

Artifex: Большинство картин на выставке – портреты. Почему ты выбрала именно эту форму изображения?

Настя: Я в основном пишу портреты. Очень люблю людей. Мне гораздо проще найти вдохновение в людях, чем в чем-то неживом. Хотя в последнее время практикую и другие жанры.

Artifex: Ты изображаешь каких-то конкретных людей, или же это собирательные образы?

Настя: Это всегда либо конкретные люди, про которых я что-то знаю, либо с которыми знакома или выбирала их, чтобы фотографировать.

Artifex: А как ты выбираешь героев для своих картин?

Настя: Интуитивно. Если я знаю человека, то могу по какой-либо истории выбрать. Если это незнакомый человек, то тут уже мои внешние симпатии.

Artifex: Вероятно, с каждой картиной этой выставки связана большая история. Расскажи самую интересную.

Настя: Наша любимая история связанна с картиной, на которой изображена буддистская ступа, флажки и дети. Картина без названия. Мы были в Индии, а оттуда решили полететь в Непал. Но у нас была одноразовая виза, из страны мы вылетели, а назад нас не пустили. Необходимо было делать новую визу, это небыстро, а нам нужно ехать дальше. И через границу мы переезжали в багажнике! Мне сделали дырки, чтобы дышать, обложили какими-то грязными овечьими шкурами, чтобы было тепло – и вот так по кочкам в багажнике ехала. Но картина получилась хорошая. Очень жизнерадостная.

Artifex: Есть ли у тебя любимая картина из выставленных?

Настя: «Варанаси» - моя любимая картина. Мне очень это место нравится. Это индийский город-крематорий, который находится на берегу Ганга, куда люди приезжают хоронить своих родственников. И мальчик на картине - местный житель, он написан как раз на фоне главного крематория. В этом месте живут люди, все ходят счастливые, и ощущения смерти там точно нет. Это самый радостный город, который я видела.

Artifex: Изначально ты делала эту выставку в Китае, затем в России. Отличается ли реакция публики в разных станах?

Настя: В Китае люди кардинально по-другому реагируют на живопись и на искусство в целом.

Никита: Да, в Китае люди были счастливы находиться на выставке, они радовались этому событию. Причем это была случайная публика, которая хорошо воспринимала картины, хорошо их считывала. Они все ходили веселые, много фотографировались, Настю обнимали.

Настя: Интересно еще то, что на афишу в Китае поставили не картину, а мою фотографию.

Никита: Возможно, оказало влияние, что это иностранный художник, из России, который посмотрел со стороны на их культуру, быт, социальные явления. У нас, конечно, по-другому воспринимается искусство, потому что часто публика совершенно неподготовленная. Зачастую общий культурный уровень мешает адекватному восприятию. Да и мест, где можно посмотреть на актуальный срез современного искусства у нас не так много.

Настя: Люди в нашей стране не привыкли ходить на выставки, не привыкли видеть искусство. А в Китае это в порядке вещей – семьей выбираться на целый день и побродить по галереям.

Artifex: Как вы думаете, в чем причина такой «заинтересованности» современным искусством в России?

Никита: Я склонен предполагать, что это, в частности – культурная, таможенная и налоговая политика, архаичный взгляд на само понятие искусства, текущая политическая повестка. Все это сильно тормозит развитие искусства и прямо ему мешает.

Artifex: Настя, сколько времени у тебя ушло на подготовку выставки?

Настя: Год. Причем я не беру в расчет огромное количество времени, потраченное на сбор материала.

Artifex: Расскажи, как ты собирала материал для этой серии?

Настя: В основном я пишу со своих авторских фотографий. Раньше я делала зарисовки, но для картины они ничего не дают, потому что я беру все из своего фото.

Artifex: Рисуешь ты уже в России или прямо там, в момент путешествия?

Настя: Нет, пишу в России, там просто собираю материал.

Artifex: Расскажи, как ты выбираешь названия для своих картин?

Настя: Они практически все без названия, потому что мне очень тяжело давать имя картинам. Я не могу как-то одним словом назвать именно эту серию. Да, у некоторых есть названия, но все равно человеку это ничего не говорит.

Никита: Название зачастую нужно, когда не совсем понятно, о чем идет речь. А здесь само изображение подвигает к исследованию, поэтому нет необходимости описывать то, что воспринимается на совершенно другом уровне.

Artifex: Как ты относишься к вдохновению? Веришь ли в него?

Настя: Я вообще не верю во вдохновение. Это - не мое, потому что если бы я поддавалась порыву, когда хочется писать, то я бы писала очень редко. Себя нужно всегда заставить сесть, а желание работать приходит уже в процессе. И вообще, работа художника в моем случае - это 80% труда. Я себя часто заставляю, потому что невозможно работать только на собственном желании или на хорошем настроении.

Никита: Это работа. Такая же, как и любая другая. Настя по 15 часов спокойно вкалывает, без сна, без еды.

Настя: Я очень люблю дедлайны. Это моя любимая вещь. Когда их нет, даже при том, что я себя заставляю, сложнее работать.

Artifex: Скажи, как выглядит твое рабочее место?

Настя: Ой, у меня могут лежать валики строительные, горы наждачки, какие-то ножики. Я вот недавно занималась тем, что из кисточки 10/0 рубила кончики, потому что мне нужен был один волос. У меня вообще странное рабочее место. Хаос на мне отражается, а в картине должен быть идеальный порядок.

Никита: Это картонка, на ней небольшая подставка, на подставке холст. Кругом кисти, краски.

Настя: Я не пишу на мольбертах. Вообще не признаю мольберты ни в каком виде. А если нужно низ холста нарисовать, я либо переворочаю его, либо ложусь, вытягиваюсь и подрисовываю.

Artifex: Настя, как ты получаешь обратную связь?

Настя: Обратную связь получаю только благодаря выставкам. Я не фанат выкладывания работ в социальные сети, потому что берегу их до открытия. В основном это живой отзыв от зрителя во время выставки.

Artifex: Поделишься с нами творческими планами?

Настя: В ближайшее время - выставка «Шум», которая открывается 7 апреля, и мы вас сразу приглашаем. Она будет проходить в Резиденции Сареево.

Никита: Хотим осваивать арт-рынок Америки, Китая. Планов много. Есть несколько проектов, которые в работе, но мы не будем пока их озвучивать.

Artifex: В какую следующую страну ты хотела бы поехать?

Настя: В Сингапур хочу в последнее время. Очень хочу в Гонконг полететь. Это тоже Китай, но отличается от Пекина. Рассказывают, как будто это разные страны. А для путешествия я мечтаю поехать на остров Пасхи, в Чили.

Artifex: Кто первый видит твои картины?

Настя: Сантехник и электрик видят мои картины первыми. Мои главные арт-критики (смеется)! Так получается, что я их постоянно вызываю по какому-то поводу, они видят вместе со мной, хвалят, сил мне придают. Прекрасные люди! Ну а если серьезно, то я показываю только готовые работы, мне так спокойнее.

Artifex: Как ты относишься к критике?

Настя: Да нормально! Я никогда не была таким художником, которого хвалят. Меня никогда не хвалили, я к критике привыкла изначально. Мне не очень приятно, когда критика неконструктивная, ничего в себе не несет, а человек хочет просто задеть - это неприятно.

Artifex: Что заставляет тебя улыбаться?

Настя: Кошки. Бургеры. И творческие предложения.

Artifex: Наш традиционный последний вопрос: представь, что ты себя встретил через 20 лет. Как бы это произошло и где?

Настя: Представляю себя красиво, в платье, на очень значимой для меня и арт-сообщества выставке.