Наталья Фролова – художник, арт-директор. Получила несколько образований в различных областях. В основном её работы выставляются в Азии, Европе, но некоторые представлены в Москве в Никольской Галерее (NIKOLSKAYA GALLERY) и в Поп Ап Музее (POP UP Museum). Яркие и эмоциональные, они сочетают в себе различные элементы модернистских направлений. В своем творчестве художница не стоит на месте и всё время находится в поиске новых форм и способов выражения своих замыслов.
Наталья рассказала корреспонденту Artifex о её мыслях, творчестве и планах на будущее.
Artifex: Как вы поняли, что хотите стать художником?
Я всегда им была , в детстве училась в художественной школе, но не окончила ее. Долгое время фотография была для меня главным жанром, изучала современные технологии. Мне это близко как новый выразительный язык. Потом решила сделать акцент на живопись, чем занимаюсь и сейчас. Я пошла в Строгановскую академию, чтобы получить там дополнительное второе высшее образование, изучить технику, материал, познакомиться со многими талантливыми художниками.
Artifex: Сейчас вы ещё учитесь?
Сейчас - да. Я заканчиваю Строгановскую академию по направлению «Монументально-Декоративная живопись».
Artifex: Зачем вам второе высшее образование?
Из любопытства. Понимаете, есть какие-то базовые вещи. И если возникает какая-то идея, то её можно воплотить совершенно по-разному. Мне бы хотелось больше знать о техниках, технологиях, художественных приёмах разных эпох. Я не стремлюсь к абсолютному реализму, хочется найти новые течения и стили. А без полного представления о том, что было, сложно создать что-то новое.
Artifex: Творчество каких художников вас вдохновляет?
Я не могу сказать, что меня вдохновляет какой-то определённый художник. Действительно, очень много вдохновения можно почерпнуть из других культур, различных жанров искусства – например кино.
Artifex: Какие режиссёры вас вдохновили в последнее время?
Я делаю очень много проектов, связанных с Азией, сейчас работаю над серией живописных работ по мотивам фильма «Мир Сюзи Бонг» (The World of Suzie Wong). Это фильм про столкновение Запада и Востока, всегда актуальная тема. Действие происходит в Гонконге 60х, который в то время не был ещё настолько современным, в нем очень ярко показано смешение разных культур.
Artifex: Что вы рисуете в этой работе?
В ней есть и портретные композиции, и пейзажи, но они достаточно абстрактны, всё скоро можно будет увидеть.
Artifex: Расшифруйте, что, по-вашему, значит «абстрактный»? И как такие идеи приходят вам в голову?
За этими идеями всегда что-то стоит – впечатления, чувства, что-то бессознательное. Говоря языком терминов, абстракция – беспредметное искусство. Там всегда есть какая-то загадка, возможность для зрителя создать свою историю, найти предмет, ситуацию или чувства, которые изображены на полотне. То есть это работа не только художника. Я считаю, что абстракция всегда непосредственно связана ещё и со зрителем. Эта форма изобразительного искусства достаточно универсальна, и, возможно, для разных людей она имеет разные смыслы. Они зависят от использованных цветов, линий, фактур, то есть от эмоций, которые художник вкладывает в своё произведение.
Artifex: Относите ли вы свои произведения к какому-то определённому стилю и направлению?
Я не могу отнести свои работы к какому-то конкретному стилю, это всё-таки, наверное, смешение, ближе к модерну.
Artifex: Какие у вас планы на будущее, кем бы вы хотели себя видеть?
Честно сказать, это очень непредсказуемо. Идея может зарождаться в каком-то определённом визуальном образе, но результат – это всегда отчасти сюрприз. Поэтому говорить, что у меня есть какие-то определённые планы, наверное, неправильно, потому что искусство не подлежит планированию.
Artifex: Каких художников вы любите?
Я бы не сказала, что люблю каких-то определённых художников, мне в тот или иной период симпатичны жанры или направления в искусстве. Какое-то время мне, например, очень нравился русский авангард, он мне и сейчас нравится. Мне очень нравятся те художественные направления, которые зарождались в начале XX века. Мне нравится Джорджо де Кирико с его метафизикой. Мне нравятся художники советского периода, те, которые работали, можно сказать, в подполье. То есть это совершенно разные, не всегда связанные между собой стили. Мне нравится импрессионизм, кубизм, реализм тоже очень симпатичен. Выделить кого-то одного достаточно сложно.
Мне бы не хотелось привязываться к какому-то единому стилю. У меня есть достаточно композиций, которые чем-то схожи, их можно охарактеризовать как метафизические абстракции. Есть абстрактные пейзажи, которые я делаю. Всё это в какой-то мере нереалистично - и в той же самой мере реалистично.
Artifex: Почему так?
Те реалии, в которых мы живём, тоже могут казаться достаточно нереалистичными.
Artifex: Я в Istagram прочитала ваш пост: «Успела на самую важную для себя выставку сезона и улетела. Нашла много общих идей с прекрасным русским живописцем Михаилом Шемякиным». Что общего с ним вы нашли?
У него там была одна потрясающая фраза, по-моему, в описании к выставке:
«Рисуйте так, как стреляет снайпер – ни одной линии, ни одного мазка мимо цели!»
Это характеристика достаточно смелого и достаточно экспрессионистского письма, которое мне близко и которое мне нравится. То есть не долгого и мучительного труда над каждой работой, а именно быстрого и эмоционального. Очень эмоциональные работы, не думаю, что их создание занимало много времени. У всех своё определение быстроты, но это не полотна старых мастеров, над которыми они работали по 20 лет (смеётся). Это уже достаточно современно и смело.
Artifex: Как часто вы рисуете, и сколько времени занимает у вас работа над картиной?
Сложно сказать, потому что работы разные. Одна может быть сделана за 15 минут, другая - за несколько часов, а на какую-то я могу потратить несколько дней. В принципе, сказать, что я делаю работу больше двух-трёх дней - сложно, потому что я меняюсь, моё настроение меняется, эмоции меняются. И если я начну делать что-то, например, сегодня, то через неделю я буду уже в каком-то другом состоянии, настроении и, наверное, это будут уже работы, созданные практически разными людьми. Поэтому я не люблю затягивать процесс и стараюсь, если идея возникла, быстрее её реализовать. Но я долго готовлюсь. Процесс размышления, формирование самой идеи, внутренние сборы, подготовительная часть - они могут быть долгими.
Artifex: Как проходить подготовительная часть?
Непредсказуемо. Может спонтанно родиться какая-то идея, которая вдруг появляется из ниоткуда, из совокупности различных образов. Или возникает вдохновляющая ситуация, или это могут быть несколько ситуаций, которые объединяются в одно произведение.
Artifex: Что вы будете делать, если вдохновение пропадёт?
Вдохновение не пропадёт. Я обязательно найду способ, который подарит мне какие-то интересные и яркие эмоции, и они вдохновят меня на создание нового произведения. Потому что человек без вдохновения – это практически мёртвый человек, не в физическом плане, но в общем - да.
Artifex: У вас есть жизненный девиз?
Девиза по жизни как такового у меня нет, но жить надо счастливо, ярко, с драйвом, чтобы потом не жалеть о каких-то событиях, нереализованных возможностях, всегда делать то, что нравится. Наверное, это самое главное. Ни в коем случается не делать того, что НЕ нравится.
Artifex: Какую картину вы писали дольше остальных?
У меня есть до сих пор недописанные работы, которые, возможно, так навсегда и останутся недописанными.
Artifex: В чём причина?
Причина в затянутости самого процесса. Я меняюсь, и уже невозможно реализовать те задумки, которые были три, четыре или два дня назад.
Artifex: В каких галереях и в каких странах выставляются ваши работы?
Получилось так, что большинство моих работ находится не в Москве, а, например, в Китае. Причина в том, что у меня было несколько проектов, связанных с этой страной. Я сотрудничала с галереями того континента, много туда ездила и путешествовала по Китаю. В Европе, спонтанно сложилось, что я участвовала в некоторых мероприятиях и выставках в Германии. Но несколько работ есть и в Москве.
Artifex: В Москве в Никольской галерее?
Они висят в Поп Ап музее. Это новый интересный проект, который недавно организовала галерея Ирины Никольской.
Artifex: Расскажите о ваших работах, представленных в Поп Ап музее.
Это проект Road Index, который представлен в этом временном музее. Его можно посмотреть до середины декабря 2018 года. Серия выполнена в технике эстампа. Это отпечатки с сохранившейся старой московской дорожной кладки, с тех мест, где происходили какие-то исторические и трагические события, которые повлияли на историю страны.
Это проект-исследование, о времени, памяти, связи разных времён. Но возможно ли запечатлеть события, которые происходят в каком-то параллельном времени? Ведь понятие времени тоже достаточно абстрактно. Возможно ли его запечатлеть сейчас, путём современных технологий? В данном проекте я пробую это сделать.
Цвет, цифровой код в названии, перевод искусства в горизонтальную плоскость, форма работ – всё это не ново, но символично, форма диалога между авторами. На работах изображены события последних 150 лет истории России, начиная с трагической давки на Ходынском поле во время коронации Николая II, вторая работа в красном цвете — революционные события на Красной Пресне. Я успела снять отпечаток с исторической брусчатки, так как после реновации кладки уцелело мало. Появилась идея снять отпечатки с этих молчаливых свидетелей событий. Третья работа олицетворяет целый период – это сталинские репрессии, которые происходили в течение 30 лет. Эстамп выполнен с клинкерного кирпича, который находится прямо около здания ФСБ. Причем, я была уверенна, что мне могут запретить что-то там делать, но оказалось всё достаточно свободно. Ко мне, естественно, подошли и спросили, чем я занимаюсь, но никаких претензий не было. Оказалось, что представители органов, которые там дежурят, посещают музеи современного искусства, интересуются этим, что очень приятно. Неожиданно сложилась беседа о Малевиче, и его «Чёрном квадрате», потому что как раз эта работа сделана в чёрном цвете, обсудили концептуальное искусство – все задают один вопрос, - «Что это вообще такое?», и надо больше рассказывать, не держать в тайне. Четвёртая работа олицетворяет конец Варшавского договора и события, происходящие у Белого дома, и поворот в истории страны. Она, естественно, сделана в белом цвете (но с самим зданием это никак не связано). Последняя работа жёлтого цвета описывает события на Болотной площади. Наверное, они уже менее трагичны, чем предыдущие ситуации. Это говорит о том, что мы всё-таки приходим к дипломатии и каким-то цивилизованным мерам решения вопросов. Жёлтым цветом всё заканчивается, поэтому дальше должен быть мир во всём мире.
Цвета, как и цифры, содержащие нумерологический код, тоже имеют символическое значение, в котором можно найти изображенное событие.
Artifex: Есть ли у вас творческий псевдоним?
Нет, но мой сайт называется onenovember.com
Artifex: Рисуете ли вы на заказ?
Нет, пока не было таких претендентов.
Artifex: А если будут?
Мне бы не хотелось, или это должен быть какой-то свободный заказ, который не будет меня ограничивать и ставить в какие-то рамки.
Artifex: На сайте Никольской галереи представлены две ваши картины, почему они называются «Противоположная сторона» один (Opposite side) и «Противоположная сторона» два (Opposite side)?
Очень интересный вопрос. Это действительно противоположные стороны. Будущий триптих, который дополнится третьей частью. Одна из противоположных (двух) сторон олицетворяет какие-то ограничения и возможности, которые в перспективе есть, но не все их видят, не все их хотят видеть. Я не говорю о каком-то конкретном персонаже, о человеке, но эта проблема, которая, скажем так, присутствует в обществе. Это могут быть как внешние, так и внутреннее ограничения, которые в любом случае можно преодолеть. «Противоположная сторона два» - как раз наоборот, здесь нет никаких ограничений. Как пример - в обществе человек находится в каком-то социальном статусе просто в силу своего характера, то нет никаких ограничений, он видит перед собой все ресурсы, полную картину. Всё открыто, доступно. В картине подчёркнута граница, край, с которого можно легко оступиться. Вот она, необходимость ограничений с одной стороны, но ограничений в меру, и возможности видеть полную картину происходящего. Такой баланс между ними, мне кажется должен найти каждый.
Я стараюсь наделить свои проекты определённым смыслом, чтобы они не несли чисто декоративной функции. Я до сих пор не знаю, правильно ли создавать серьезную теоретическую базу к произведению. Потому что это - работа критиков, не оставлять же их без работы! (смеётся).
Artifex: Как вы относитесь к общественному мнению о ваших работах?
К критике я отношусь абсолютно спокойно. Если она конструктивна, то почему бы нет? Она мне будет очень интересна. Если же это критика неконструктивная, не имеющая под собой никаких оснований, то я просто не обращаю на неё внимания.
Artifex: Чтобы вы посоветовали людям?
Я бы посоветовала никогда не останавливаться на достигнутом и всегда быть открытым для новых идей. Ни в коем случае не быть скептиком и относиться ко всему не слишком критично, а с юмором. Тогда все будет гораздо интереснее.
Artifex: Спасибо вам большое!