Смелые мазки, яркие цвета и чувственные образы – работы Нелины Трубач-Мошниковой будто насквозь пропитаны солнцем и женским шармом. Лёгкая небрежность в стиле импрессионизма, а также экспрессивная манера письма придают её картинам особое очарование. Визитная карточка художницы – это изящные женские фигуры, нарисованные тёплыми оттенками красок.
Специальный корреспондент Artifex Алина Кроткая договорилась с Нелиной об интервью и узнала, каким образом она добивается такого интересного эффекта, а также – почему рисует именно прекрасную половину человечества.
Artifex: Я начну с традиционного вопроса: почему вы захотели стать именно художницей?
Я рисовала, сколько себя помню, но мечтала быть библиотекарем, так как очень любила читать книги и думала, что за это мне будут ещё и деньги давать. Но благодаря своей мудрой и практичной маме поступила в художественное училище, а книги от меня никуда не делись.
Artifex: На большинстве ваших работ изображены женщины. Почему?
Мне эта тема ближе, я больше чувствую женскую пластику. Ещё мне кажется, что женские «ню», выполненные мужчинами, слишком поверхностны. Хотелось сделать что-то своё, но себе угодить ещё труднее.
Но вы правы, надо «заняться вплотную» мужской натурой!
Artifex: Очень часто женщины на ваших картинах показаны со спины. Почему вы выбрали именно такой ракурс?
Женщина не полностью открыта для окружающих, у неё всегда остаётся своя недоступная тайна. Потом у зрителя может сложиться впечатление, что это подсмотренная им случайность, в которой нет позёрства и самолюбования.
Artifex: Как вы выбираете моделей для своих работ? Вам интересен какой-то определённый типаж?
Для меня очень важна непосредственность и целомудренность, несмотря на позу. Чаще мне позируют мои дети, реже − их друзья: все они знают, чего я хочу. Таким образом я экономлю время и эмоции. Ну и, конечно же, пользуюсь иногда фотографиями из интернета, к счастью, претензий пока никто не предъявлял!
Artifex: Многие ваши картины яркие, солнечные и очень лёгкие. Как вы добиваетесь такого эффекта?
Большую часть жизни я провела в Крыму, поэтому знакома с творчеством потрясающих художников Крыма и Украины. Это, безусловно, не могло не сказаться на моих работах. И потом, у меня большой «этюдный» опыт. Но в последнее время я не ставлю себе таких задач.
Artifex: Вы рисуете и пейзажи, и натюрморты, и женские портреты – какое из этих направлений вы считаете наиболее удачным для себя?
Трудно сказать, мне интересно всё. Удачно или нет – это зависит от задачи, которая решается. Но более востребованы у меня «фигурные» работы.
Artifex: Можете ли вы раскрыть один из своих секретов написания картины? Может быть, вы определённым образом кладёте и смешиваете краску или предпочитаете какие-то особые кисти?
Сначала я делаю эскиз, где указываю основные акценты, чтобы не потерять их в процессе работы. А писать могу чем угодно: это кисти, мастихин, пальцы, даже бумага. А ещё я использую в качестве материала старые косметические карандаши.
Artifex: Какой этап в процессе создания картины для вас является самым любимым?
Конечно же, начало! В последующие этапы я или порчу, или стараюсь не испортить работу.
Artifex: Как должен проходить ваш рабочий день, чтобы вы назвали его идеальным?
Это, прежде всего, хорошее начало работы: когда понимаешь, что дело почти сделано. Тогда можно снять напряжение и побаловать себя, например, чашечкой кофе с любимым десертом, книгой или фильмом, который давно хотелось посмотреть. Но, как правило, на следующее утро ничего хорошего не видишь в этой работе, и день получается прямо противоположным предыдущему.
Artifex: Можете ли вы вспомнить самый необычный или неожиданный момент, когда к вам пришло вдохновение? Как это было?
Вдохновение ко мне, к сожалению, вот так не приходит. Я его и не жду. Я просто начинаю работать, хочу этого или нет. А потом появляется то самое чувство, не знаю, как его определить, но я не назвала бы его вдохновением или музой.
Artifex: А бывает ли у вас творческий кризис? Если да, то, как вы с ним справляетесь?
Да, и в последнее время очень часто. Самое эффективное средство для меня, как оказалось − это путешествия и новые впечатления.
Artifex: На чём художник ни в коем случае не должен экономить?
На своих эмоциях! И даже на негативных, ведь искусство − это не всегда что-то сладкое и приятное. И, конечно, на материалах. Если тебя устраивает именно этот сорт бумаги или кисть − не надо жалеть денег.
Artifex: В чём, на ваш взгляд, основная сложность работы профессионального художника в России и на Украине?
Это сильная привязка к академизму и реализму, зачастую языковый барьер и невозможность свободного перемещения.
Artifex: Нелина, благодарю вас за уделённое время и интересный разговор!