«Своими работами я хотел выразить красоту спальных районов и поэтику окраин, но понял, что это будет не совсем искренне»
© Николай Коврижко
Молодой художник Николай Коврижко стремился к реализму, но стал известен благодаря своим работам в жанре урбанистического сюрреализма. О трансформации творческого сознания, художественных поисках и интересных событиях на современном арт-рынке Николая расспросила Вероника Киргетова.
Artifex: Ты называешь стиль, в котором работаешь сейчас, урбанистический сюрреализм. Расскажи, что это определение значит для тебя?
Сложно сказать, в каком стиле я работаю. В основном преобладают бытовые и урбанистические мотивы, выраженные в реализме и сюрреализме. Это напоминает маятник, не дающий остаться в одном положении. Я стараюсь не противиться его ходу.
Artifex: А откуда сюрреалистические детали? Почему ты решил добавить их в реалистические городские пейзажи?
Мне хотелось дополнить окружающую нас реальность. Добавить что-то простое и ненавязчивое, оживившее вроде бы до конца познанную модель геометрии грубоватых дворов и зданий.
Artifex: Наверное, картина «Памяти Франца Кафки» - одна из самых ярких в этой серии. Расскажи про ее появление.
Во время ее создания я был «заточён» на три месяца после операции. И, несмотря на неожиданную мобильность костылей, проводить 90% времени в квартире было не самое приятное в моей жизни. Видимо, это нашло отражение в гигантском жуке, нависшем над белеющим стеклопакетом. А Грегор Замза нашел свой новый дом.
Artifex: Как ты пришёл к этому направлению?
Я хотел написать про красоту спальных районов и поэтику окраин, но понял, что это будет не совсем искренне. Мне очень нравится реализм как жанр, и было вполне логично попробовать воспеть по-своему сюжеты проходящих дней.
Artifex: А в дальнейшем как видишь свое творчество, к чему стремишься?
Попробовать другие материалы и техники, поработать с пространством вне холста. Дать ответ хотя бы на один экзистенциальный вопрос и написать инструкцию об этом.
Artifex: А расскажи про совсем другую тему своих работ, скажем, о картине «Водка-Редбул» или «Глаз». Откуда эти мотивы?
Это одни из самых ранних работ, на них я старался добиться как можно большего реализма крупным планом. Главными персонажами выступают части человеческого тела, застигнутые в разные моменты жизни.
Artifex: Какая работа твоя любимая? Расскажи про нее.
Моя любимая работа нарисована где-то лет в пять. На ней изображен персонаж из среднего социального слоя, над ним плавают атрибуты его жизни. Всего три символа: мешок с деньгами, автомобиль и бронированные штаны.
Artifex: Ты очень любишь масляную пастель, которую сейчас не назовешь популярным материалом. Почему она?
Это материал, который вернул мне любовь в живописи. Три года назад мой друг попросил пожить у него в квартире, присмотреть за котом пока он в отъезде. Кроме одежды и зубной щетки я решил захватить давно пылившуюся масляную пастель. И то ли дело в атмосфере Отрадного, то ли в его местоположении и нежелании друзей туда тащиться, но на третий день мне стало откровенно скучно. И тут на помощь пришел набор пастели. Меня поразили простота в передаче цвета и то, как она плавно смешивается. Но больше всего, наверное, насыщенность и жирность линий. До этого я пробовал только акварель и гуашь. Эти биточки прессованного пигмента и сейчас занимают важное место в моем сердце.
Artifex: А еще у тебя очень интересные рамы, из практически необработанного дерева. Ты сам их делаешь?
Для выставки в галерее «Винсент» захотелось более «статусно» подать свои холсты. Но, обойдя ближайшие багетные мастерские, я понял, что представленные варианты никак не вяжутся с моими работами. Я попросил помощи у отца, приехал к нему на дачу, и мы стали искать подходящее решение. В сарае нашлись остатки внутренней отделки, плинтуса, давно посеревшие доски – все это ожидало рано или поздно найти свой удел в виде углей для шашлыка. Но самой главной находкой оказалась иззубренная и потемневшая лавка, представляющая собой огромную доску, прибитую к бревнам. После долгих лет службы она «нашла покой» в виде рамы для одной из моих главных работ с тонущим крейсером.
Artifex: Не так давно ты участвовал в аукционе с любопытным названием «Сбагрис». Что это был за проект?
Бартерный аукцион, проходящий уже несколько лет в Новосибирске. Крепко обернув картоном свою на тот момент последнюю работу «Ты только жди», я стал ждать, когда же она преодолеет 3000 километров. На удивление, это заняло всего три недели. Ребята собрали несколько десятков работ из разных уголков России - и не только. Вместо денег «валютой» шли кедровые орехи, сибирские сладости и прочие нужные вещи. Из предложенных мне вещей, включающих мебель из «Икеи», старенький айфон и стопки холстов, я выбрал акустическую гитару.
Artifex: А в каких интересных проектах ты еще участвовал? Расскажи про самое яркое впечатление.
На молодежном форуме в саду имени Баумана. Все пространство парка было поделено на зоны, знаменуемые различными городами. Каждая из них предлагала некий интерактив посетителям форума. Команда моих друзей реализовала уютное пространство под перголами, обозначенное Парижем. Мне предложили поучаствовать как художнику, специально был нарисован «Пожар в Париже», представляющий собой акриловую цветную версию ретро фотографии Парижа.
Кроме пояснений к моим работам меня попросили провести мастер-классы по живописи и рисунку. Я решил попробовать себя в этом амплуа. Было интересно подытожить все, что я понял про акриловые краски и масляную пастель, и передать это людям. Надеюсь, я передал свое сентиментальное отношение к этим материалам. Но оказалось, что кроме этого в программе нашего уголка был еще мастер-класс по шаржам. За полчаса перед началом я постарался получить всю нужную информацию об этом нелегком ремесле.
Artifex: Сейчас ты работаешь над серией картин к полноценной персональной выставке. Не буду просить раскрыть все секреты, но, может, сможешь, не разрушая интриги, рассказать нам немного о своих планах?
Там останется старая тематика, но в этот раз она будет вдохновлена работами Питера Брейгеля. Мне хочется создать цепочку сюжетов в одном миниатюрном мире.
Artifex: Когда я была в твоей мастерской, меня особенно «зацепила» работа «i-50-70». Расскажи читателям Artifex об истории ее создания.
Эта работа представляет собой простую инструкцию к исполнению желаний. Можно считать ее некой абстрактной визуализацией фразы «дорогу осилит идущий». На холсте изображен вектор, направленный в точку пространства. Эту композицию так же можно прочитать как букву «i», являющуюся информационным символом или i, как отождествление себя. Я верю, что каждый человек имеет в своем сердце такой вектор, и хочу, чтобы о нем не забывали.
Artifex: И последний традиционный вопрос: что заставляет тебя улыбнуться, когда грустно?
Это может быть бородатый бродяга, исполняющий в вагоне метро «Апостола Андрея» на балалайке, а могут быть котята, греющиеся в лучах весеннего солнца на теплотрассе. Я думаю, что главное - оставаться открытым ко всему и не переставать следовать своему внутреннему вектору.