Анри Ашиль Эмиль Отон Фриез (Henri-Achille-Emile-Othon Friesz, 1879-1949) – художник из Франции, в чьих работах нашли отражения разные направления XIX и XX веков.

Но это смешение течений не лишило автора индивидуальности и особого видения мира, которое он и передавал с помощью кисти и красок.

 

Отец и дед Фриеза были капитанами дальнего плавания, но Отон уже с 12 лет стал учиться в Муниципальной школе изящных искусств. Было очевидно, что мальчику уготован не путь моряка, а дорога художника. Но хотя Фриез не бороздил моря в поисках приключений, он видел красоту водной стихии, а тема воды и моря не раз звучала в его работах.

Более того, в начале творческого пути Фриез чаще всего изображал морские порты и гавани. Как и другие элементы природы, вода на картинах Фриеза была ярких оттенков. В 1898 году, получив стипендию на обучение в школе искусств, молодой человек переехал в Париж и поселился на знаменитом Монмартре. Это место известно тем, что стало приютом множеству талантливых людей, там они общались и делились своими мыслями об искусстве.

Отон влился в их ряды, он тоже творил, размышлял, придумывал нечто новое, изучал стили Пикассо и Сезанна, интересовался импрессионизмом и попробовал себя в портретной живописи. С 1903 года он участвовал в Салоне Независимых, а с 1904 – в Осеннем салоне.

Картина Фриеза «Деревья. Осень» (1906) – замечательный пример яркого осеннего пейзажа, где уже виден особый стиль художника.

 

 

Земля на полотне то коричневая, то белесая или желтоватая, кора деревьев отливает совершенно разными оттенками: бурым, светло-лимонным, серовато-синим, светло-серебристым, как цвет облаков в пасмурную погоду. Диапазон оттенков листвы и того шире: здесь видны тёмно-зелёный, охристо-жёлтый, почти чёрный, голубой и оранжевый. Это буйство цветов прекрасно передает атмосферу осени, её красочность и пестроту.

На полотне мы можем наблюдать и использование контрастов, свойственное представителям фовизма. И это неслучайно, ведь Фриез, познакомившись с Матиссом и Жоржем Руо, сам стал использовать в своих произведениях приёмы нового направления.

 

 

Картина «Ла-Сьота» (1907) – это нечто нежное, светлое и лёгкое. Земля, вода, деревья и небо словно закручиваются ветром, представляя собой единый узор. Элементы картины отчасти лишены своих природных цветов, лишь контур некоторых из них говорит об их сути. По цветовой гамме деревья напоминают облака, вода вдали – листву на переднем плане.

В 1908-1909 годах Фриез стал упрощать формы предметов на своих картинах, изображать их схематично, что придавало работам некую специфичность. Отон Фриез был экспериментатором в искусстве и не ограничивался только лишь живописью. Так, в 1935 году был представлен ковер «Мир».

Увлекала его и преподавательская деятельность: он был профессором, и старался донести до своих учеников то, что самому удалось почерпнуть за время изучения разных направлений и созерцания окружающего мира.