Достоверно известно, что Рафаэль создал картину «Мадонна с гвоздиками», но в мире существует более 50 её копий. Учёных долгое время мучил вопрос: сохранился ли оригинал?

 

 

С того момента как «Мадонну с гвоздиками», хранившуюся в Национальной галерее в Лондоне, впервые изучил доктор Николас Пенни и опубликовал свои выводы в журнале Burlington, ведущие эксперты со всей Европы и Америки проверили картину и сделали заключение, что она написана Рафаэлем. Их выводы базировались на знании стиля и техники письма художника. Учитывались также происхождение картины и результаты подробной научной экспертизы. По сути, она не может быть приписана кому-нибудь из его современников, а также не могла быть создана в более позднее время. Расскажем о каждом из этапов исследования подробнее.

Шедевр много путешествовал, но мы крайне мало знаем об истории картины до момента её покупки в Париже в начале XIX века. Полотно Рафаэля приобрёл художник и коллекционер Винченцо Камуччини. В описи его коллекции, датированной началом 1850-х годов, указано, что картина была создана для Маддалены (Магдалены) Одди, монахини из Перуджи. Это предположение весьма правдоподобно, так как в то время, когда была создана «Мадонна с гвоздиками», Рафаэль работал над запрестольным образом для церкви святого Франциска именно в этом городе.

 

 

После произведение перешло в руки к некоему французу, и в 1636 году «Мадонна» отправилась во Францию. Точная дата подтверждена несколькими французскими гравюрами: они были сделаны после переезда работы во второй половине XVII века.

Интересно, что репродукция «Мадонны с гвоздиками» как работа Рафаэля была впервые напечатана в книге Лонгхена о художниках в 1829 году. То, что это действительно копия шедевра Рафаэля, подтвердил Джон Дэвид Пасавант, который видел картину в Риме в 1835 году. Сам же Камуччини не был уверен, но утверждал, что работа является подлинником. В 1854 году его коллекция была продана четвёртому герцогу Нортумберленду. Хотя картина была выставлена в замке Алнвик как работа Рафаэля, её репутация была испорчена негативными комментариями учёных, которые опровергали мнение Пасаванта более чем полтора столетия. И только благодаря научно-техническим достижениям XX века было окончательно установлено, что «Мадонна с гвоздиками» — подлинная работа Рафаэля.

 

Очень важную роль в исследовании «Мадонны с гвоздикой» сыграл микроскопический анализ пигментов — цветов, используемых для создания красок: все они характерны для картин начала XVI века Флоренции и Умбрии, где творил Рафаэль. Поздние копиисты не имели возможности получить большинство пигментов, используемых художником, и скорее применили бы более современные разновидности, неизвестные в Италии эпохи Возрождения.

С помощью микроскопического анализа учёные выяснили, что пигменты на картине «Мадонна с гвоздиками» содержат минеральный азурит. Азурит до XIX века не был идентифицирован как пигмент эпохи Возрождения, к тому же был недоступен в Европе в то время. Другие пигменты, например, жёлтый, включают в свой состав графит, который был заново открыт лишь в 1941 году, и зелёный малахит, редко встречающийся после XVI века. Наиболее значимо в картине наличие крайне необычного тёмно-серого пигмента с блеском. Этот материал, как было недавно установлено, — порошок, содержащий металлический висмут, который присутствует и в других работах Рафаэля. В начале XVI века итальянские мастера использовали висмут в качестве пигмента. Об этом стало известно лишь в последнее десятилетие.

Цифровой анализ позволяет наиболее точно определить руку мастера – исследуется структура мазков, штрихов, линий, почерк. А при помощи рентгена удалось увидеть первоначальный набросок мастера. Художник предполагал совершенно другой вырез платья для Мадонны: более открытый, откровенный. Рафаэль также планировал сделать акцент в виде ювелирного украшения — броши на плече Мадонны.

 

 

Большинство набросков к картине «Мадонна с гвоздиками» написаны в типичном для Рафаэля стиле. Это легко узнаваемые особенности из многих других его рисунков и эскизов: широкие дуги в основе главных форм, мельчайшие изгибы на суставах пальцев рук, ретушь, обозначающая тень, крюкообразный край в прорисовке изгибов драпировки.

Возможно, он был одним из первых, кто начал использовать эскизы для переноса своего замысла на полотно. Картина имеет большое сходство с его эскизами этого периода, а также с элементами набросков другой картины мастера — «Мадонна Альдобрандини».

 

Исследования при помощи микроскопа показали, что набросок исполнен в манере гравюры: Рафаэль часто использовал подобную технику для создания своих работ. Сильная стилистическая связь с другими работами укрепила уверенность учёных в том, что картина может принадлежать лишь Рафаэлю Санти.

Наличие наброска показало, что автор неоднократно менял свой замысел в процессе написания картины. Такие изменения хорошо иллюстрируют этапы творческого процесса. Они не могли быть представлены в дубликатах, потому что копиист работал, основываясь на существующем оригинале. К тому же ни один мастер до XX века не мог предположить, что однажды набросок можно будет увидеть, и он послужит неоспоримым подтверждением подлинности картины при сравнении с работами других авторов.

 

 

На картине также присутствует лиловый слой под изображением зелёной занавески: он не виден, его обнаружили при микроскопическом анализе. Это показывает, что Рафаэль менял своё мнение относительно цвета, после того как начал рисовать. Другие изменения можно проследить в пейзаже, вид на который открывается из окна, где линия холма проходит через удалённое изображение архитектурного сооружения.

 

 

Так, благодаря наблюдениям учёных и анализу картины при помощи разных видов экспертиз, было окончательно доказано, что работа «Мадонна с Гвоздиками» — подлинник, созданный Рафаэлем, а не копия его работы, как считалось ранее.
 


Статья переведена на русский, оригинал на сайте Национальной Галереи.