Заглянуть за грань — одно из сильнейших и древнейших желаний человека. Увидеть механизм, вращающий Вселенную. Прикоснуться к тем шестерёнкам, что заставляют работать наше тело. И, конечно же, откинуть занавес, скрывающий художника. Понять, какую волшебную пыльцу он использует вместо медовой акварели, а главное — как рождается вдохновение.

Приоткрыть завесу тайны поможет святая святых любого творческого человека — мастерская. Итак, у нас есть три молодых успешных российских художника и их студии. Давайте посмотрим, где и над чем они работают!

Сегодняшние наши герои — Саша Пастернак и Антон Тотибадзе — работают в одной мастерской.

Изначально, по словам обоих художников, помещение было в достаточно плачевном состоянии:

«Синий потолок, красный пол, где-то стены были зелёными, где-то розовыми, оранжевыми, чёрно-белыми, полосатыми. В каких-то местах была серебряная звукоизоляция, где-то она была обклеена фольгой. Не было ни электричества, ни водопровода. Протекала крыша, а посреди второго этажа стоял унитаз»

 

Но после капитального ремонта студия возродилась. Теперь это живой организм, где каждый новый день не похож на предыдущий. Как говорят сами художники, в мастерской пусто и скучно не бывает:

«Люди приходят, не приходят; по делу, без дела; выпить, закусить; ночь, утро, похмелье; картины постоянно приезжают-уезжают, перевешиваются с места на место; пьянка, уборка, работа, сериалы, бокалы бьются, ментов вызывают. Вот ещё недавно муравьи завелись!»

В работах Антона и Саши находят отражение будни мастерской: у Тотибадзе — в рисунках еды и напитков, у Пастернак — в любимых ею цветах и бытовых мелочах.

Антону Тотибадзе всего 22 года, четыре из которых он всерьёз занимается живописью. Родился он в семье не просто большой, а огромной: без малого тринадцать человек. Учился Антон в Высшей Академической Школе Графического Дизайна, в мастерской Бориса Трофимова, который является одним из разработчиков пиктограмм и стиля Олимпиады-80.

 

Картины Антона просты: зачастую это натюрморты с едой и выпивкой разной степени крепости. В его работах нет скрытых символов и аллегорий, только впечатления, возникающие от определённых сочетаний предметов.

«Как ключ в домофоне. Поставил рюмку, бутерброд и сигаретку, и внутри тебя срабатывает механизм: вспоминаешь всякое, улыбаешься, мечтаешь выпить», — говорит художник.

Вкупе с этими ассоциациями и интересными названиями, как «Скоро отпустит», «Мечтатели» или «Как Володька ва-банк пошёл, а Серега блефовал», каждая картина становится маленькой историей, где герои — простые люди со своими привычками, проблемами и надеждами.

Саша Пастернак старше своего друга на два года. Художница учится в РУТи-ГИТИСе на отделении сценографии. Некая театральность присутствует и в её работах: чёткие линии, яркие оттенки, минимальное количество деталей, составляющие картины выстроены в одну линию, а фон — только цвет. Всё это создаёт атмосферу некоего напряжения, что совершенно нехарактерно для натюрмортов с цветами или фруктами.

 

Сама Саша считает, что главное для неё, как для начинающего художника, — работать, работать, работать и развиваться. Не бояться показывать свои картины, знакомиться с людьми.

«Мне хотелось бы иметь некое подобие расписания, но пока что не получается, — признаётся девушка, — Каждый день в мастерской — особенный. Часто приходят друзья, и мы делаем всё, что приходит в голову: рисуем, готовим, танцуем, лепим из глины…»

 
Художники Саша Пастернак и Антон Тотибадзе

Вот и закончилась наша маленькая экскурсия! Занавес вновь опущен, свет погашен, зрителей просим покинуть зал. Конечно, ни одна фотография, ни один даже самый подробный рассказ о том, что и где лежит в студии у художника, не раскроют тайну его таланта. А может, и не нужно заглядывать за грань? Пусть волшебство остаётся волшебством. Чем-то запредельным в мире, где царствуют физика и химия.