Современный художник, который остался верен традициям. Женские образы на ее картинах сменяют пейзажные зарисовки. Она черпает вдохновение из дыхания жизни.

Нежный цветок с бойким характером. Женщина, которая избегает приватного общения, а говорит с миром через свои картины. Светлана Курмаз перестала утаивать некоторые подробности своего творчества.



Zhu Zha:

«Планируя наше с Dimson очередное путешествие, а на этот раз мы отправлялись в Прагу, мы тщательным образом искали галереи, куда непременно стоит заглянуть. Нечто уникальное и неповторимое. Мое внимание привлекла галерея Светланы Курмаз, затерявшаяся на небольшой улочке в центре города. Я тут же послала Светлане весточку. И она пригласила нас в гости, когда мы прибудем в город. Уже позже мы поняли, что нам несказанно повезло — это скорее исключение, когда художник даёт интервью, а тем более незнакомцам из России. ☺ В один из погожих солнечных дней, гуляя по городу и расклеивая наклейки Artifexв самых фотогеничных местах, мы добрались по брусчатым улочкам до места. Светлана встретила нас очень тепло , доброжелательно , с улыбкой. Галерея оказалась небольшой, но необыкновенно уютной и милой, словно ты в доме художницы. По большей части на картинах мы видели женские образы . Мы присели в удобные кресла, наслаждаясь их «обществом». Все было настолько мило и гармонично, что мы сразу почувствовали удовольствие и радость от нахождения здесь. К тому же, хозяйка галереи оказалась настолько гостеприимной, что предложила нам по чашечке ароматного кофе и ответила на все наши вопросы. Усаживайтесь поудобнее, господа, и почувствуйте атмосферу Праги»

 

 

Artifex: Расскажите о своей живописи. У вас по большей мере преобладает женский образ в работах. Почему женский? Вы рисуете с себя?

В самом грубом смысле, каждый художник рисует с себя. Когда нас обучали изобразительному искусству и сажали рисовать Аполлонов перед вступительными экзаменами на подготовительных курсах, каждый абитуриент рисовал Аполлона, похожего на себя (смеется). В каком-то смысле это часть меня или моей лирической героини. Вот как Пушкин пишет стихи: о ком бы он ни писал, у него там старец какой-то или Борис Годунов или Матрена - это все он, его мир.

Чем отличается собственно изобразительное искусство от концептуального искусства? Тем, что художник высказывается непосредственно в картине. Картина и есть его последнее высказывание, там содержится то, что он сообщает миру. И, конечно, тот факт, что сейчас принято каждое художественное высказывание сопровождать разъяснительным текстом, это немного бессмысленно.

Вот картина Ренуара: что там можно написать в пояснениях? Смотри и чувствуй. Или Гоген. Можно написать: «Человек поехал на Таити», вот и все. Или «Эту женщину звали Маша». Здесь трудно что-то специальное говорить, в любом случае разговор будет очень относительный, поскольку я все же в традиционной манере работаю. Живопись, образ, изобразительное искусство, и образ визуальный предполагает персональное прочтение каждым смотрящим. Сколько бы людей ни увидели эту картину, у каждого будет свое личное ощущение и внутренняя картина, вызванная этим изображением. Не предполагается такой внятной транскрипции, как сейчас это принято.

Artifex: Вы работаете в мастерской в Праге? Или это в пространстве галереи происходит?

Нет, что вы. Галерея - публичное место, здесь у нас могут быть какие-то встречи или еще что-то такое, особенно зимой. А так, конечно, у нас съемная студия, так же как и съемная галерея.

 

 

Artifex: Здорово, у вас здесь атмосфера такая, музыка приятная. В округе здесь есть несколько галерей, мы зашли в одну. Там сидит такой парень-хипстер с бородой, все выбрито, ни слова на английском, ни одного названия...

Значит, у человека деньги выделены на это мероприятие, и ему не надо голову ломать над тем, как выстроить контакт с публикой. А здесь, когда мне надо заплатить за все и всем, я «как птица, на 5 языках пою». Иногда думаю, что лучше бы не пела, потому как начав беседу с иным посетителем, думаю: «О, Господи! Лучше бы мы с вами остались на уровне "моя твоя не понимать"!».

Artifex: Тяжело ли продавать себя?

«Не продается вдохновение, можно рукопись продать». Лучше Пушкина никто не сказал. Мы как раз все делаем для того, чтобы себя не продавать, а продавать свои картины.

Artifex: Где вы берете вдохновение?

Чем старше я становлюсь, тем больше я беру вдохновение из детства: из каких-то детских впечатлений, из внутреннего общения со своей бабушкой, понимания истории моей семьи. В каком-то смысле, я беру его из воздуха.

Вот у меня новый продавец, девушка, Ирина. До этого была красавица Алла, а сейчас еще одна красавица, но немножко другой тип лица. Вот и сменился типаж. Слегка. Теперь все говорят, что на нее все картины похожи, ну вот тот женский образ. А я просто чаще всего с ней вступаю в контакт. Вот и результат.

Кстати, здесь не принято вот так вот разговаривать, как это делают русские. Мы смотрим и все считываем. Если у тебя есть какой-то жизненный опыт, ты считываешь кучу информации, которой человек не предполагает с тобой делиться. А здесь принято как бы скользить по лицам. Я как художник не просто смотрю на человека, я вбираю это все: я понимаю лицо, понимаю лепку лица, понимаю какой это психотип, что из этого следует.

Вдохновение приходит из окружающего мира, отовсюду. Вот, скажем, колорит: чаще всего я выхожу на балкон, вижу эти пражские крыши, кирпичные черепицы… И вот серые дома, черепичные крыши, графичные белые детали архитектуры - это влияет и на стиль, и на колорит. Надо сказать, здесь не очень живописное пространство, в этом смысле Прагу с Францией не сравнить. Там ты просто едешь на машине, смотришь по сторонам, и у тебя не возникает вопросов, откуда здесь импрессионисты появились, потому что вот оно все здесь, оно все дышит светом и цветом. В Праге - другое. Другой свет, освещенность, ритм, локальный цвет и сочетания цветов. У меня сейчас это в картинах появилось: дыхание Сецессиона, периода 20-30-x годов в Чехии. Можно сказать, стилистически это ближе всего к переходу от ар-нуво к кубизму.

 

 

Artifex: Некоторым важно после общения с художником оставить частичку человека, а когда ты не знаешь автора, ну вот ничего ты не знаешь, просто понравилась, девушка, ваш арт-дилер. Как вы считаете, это важно, чтобы был такой человек?

Здесь, знаете, все зависит от ситуации. Есть клиенты, которые зашли в галерею, им что-то понравилось, потом они списались с нами и что-то купили, потом приехали еще и уже познакомились с нами. То есть это те отношения, что тянутся годами. Со временем у них в коллекции уже по 10, 15, 20 моих работ. Но это редкость, хотя, хотелось бы, чтобы почаще это происходило.

Я считаю, что для коллекционера контакт с художником не очень важен, иногда это даже лишнее, потому что в принципе людям, восприимчивым к искусству, достаточно того, что происходит с ними, у них внутри при взгляде на картину. А еще им важна их личная история. То есть вот они сегодня, предположим, отмечали юбилей свадьбы, приехали в Прагу, зашли в галерею и увидели что-то такое , что их тронуло. И это связано с их личными переживаниями момента, ведь по большей части люди интересуются только собой. Им интереснее всего, что они в этот момент чувствовали, что с ними происходило.

Конечно, если есть какая-то история, которой можно «приправить» картину, то это прекрасно. Но у нас стратегия такая: держать дистанцию, что называется «продавать без консумации». (смеется) А иначе тебя разнесут на сувениры и тебе не останется того, с чем ты работаешь. Например, к приезду своих клиентов, с которыми я буду лично общаться, готовлюсь заранее. При этом я знаю, что неделю после этого писать я не буду. Внутренние гармонизаторы будут разбалансированы. И я себя готовлю к тому, что вот они приедут, вот они приехали, вот мы с ними два дня находимся в открытом общении, потом они уехали. А я прихожу в себя и к себе. А они, коллекционеры, с каждым приездом знают о тебе что-то большее, но, опять же, ни я не стараюсь идти дальше, чем меня приглашают, ни они.

 

Аккуратность в общении приветствуется. Есть люди, которым доступно понимание того, что у художника тоже есть личное пространство, что художник – это не актер, не все рождаются Никасами Сафроновыми. Художник убегает в картину от мира, он уходит туда и создает что-то новое, приносит в этот мир какие-то новые визуальные смыслы, какую-то новую визуальную информацию, которая дает возможность развиваться этой всей культуре. А именно исполнять что-то рядом со своей картиной - этого по возможности мы избегаем, это практически исключено. И вы знаете, как правило, люди, которые покупают картины, они даже этого сильно и не ждут. Вот на таком взаимном уважении по большей части строятся отношения с клиентами.

Есть и другие покупатели, как правило, восточного происхождения, они покупают 5 картин и все, уже хотят увидеть художника. Ирина мне звонит из галереи и говорит: «Светлана, вот так и так». Ну что ж, ладно, сейчас приду и поработаю художником. (смеется) Одеваюсь, умываюсь, мою уши-руки, прихожу и: «Здра-а-асте, как пожива-а-аете?». Они спрашивают тебя о живописи, но на самом деле они уже все что им надо знают, (они не будут тратить такие суммы на то, чего не знают), а ты им и не обязана много говорить, просто им надо посмотреть на художника, чтобы подтвердить свое намерение. Это люди подготовленные.

Есть, конечно, и такие, что любят поговорить и себя послушать: «Расскажите нам больше. А кто? А что? А почему столько стоит?». Это вообще не покупатели. Это пожиратели времени и энергии. Сначала я пыталась таким посетителям что-то рассказывать, что-то объяснять. Сейчас же пришла к такому выводу: хотите большее узнать – читайте книжки, платите за обучение, тратьте свое личное время - за этим не ко мне. Если вот так вот день посидишь, человек 8, 10, 15, с каждым ты хоть в минимальный контакт вступаешь, это очень выматывает. Люди разные и говорят на разных языках во всех смыслах.

Кстати сказать, мы не сильно себя популяризируем. В том смысле, что не рвемся к популярности в буквальном смысле слова, держимся с достоинством, не делаем тайное явным, формируем о себе легенду, и так уже 15 лет. Вам повезло, что вы меня здесь засекли.

Artifex: Спасибо за беседу!