Однажды лейтенант тамбовского отделения полиции Сергей Самородов решил, что больше не будет ходить на службу. Он отказался от привычного образа жизни и… стал художником. Но и в творческой профессии молодой человек не хотел следовать общепринятым стандартам, поэтому изобрел собственный стиль живописи – MDA. Эта «пощечина общественному вкусу» совмещает в себе совершенно несовместимые детали – в этом и есть её «фишка».
Помимо живописи, Сергей играет в театре и кино, работает каскадером и путешествует по всему миру. О том, как бросить вызов повседневности и всё успеть, он рассказал корреспонденту Artifex Анне Марченко.
Artifex: Расскажите, пожалуйста, что такое MDA?
MDA — это мix details art («искусство смешивания деталей»). Когда я только начал рисовать, то очень долго пытался понять, что это за направление. Писал художникам в Японию, Корею, Италию, Испанию, Америку. Никто не дал чёткого ответа, поэтому я подумал, что, наверное, это что-то новое. И в итоге решил: пусть будет такое вот название: MDA - искусство смешивания деталей. У меня не было стремления специально создавать новый стиль. Моё искусство просто исходит из души. Я нашёл ещё примерно десять художников со схожей направленностью, но все рисуют иначе, по-своему. Я прекрасно понимаю, что ничего нового не придумал. Я - просто инструмент, который начал это делать.
Artifex: С чего начался ваш путь в качестве художника?
Я очень много срисовывал комиксы Marvel. У меня начал появляться индивидуальный стиль. Я даже думал запустить свои комиксы, которые были бы связаны с реальным миром, Богом и нашим местом во вселенной. Но однажды, во время съёмки видео о паркуре, меня словно ударила молния. Это не PR-история. Просто после этого я стал рисовать вот в таком стиле. Не знаю, что произошло, но чётко чувствую, где проходит грань между «до» и «после».
Artifex: А вы умеете рисовать в академической манере?
У меня нет художественного образования, но я могу «рисовать правильно». Портреты, пейзажи, например. Но это не моё, это не интересно. Я «выдавливаю» из себя такое творчество. Вроде, раз уж начал, надо продолжать. А вот история с MDA мне нравится. Никогда не знаешь заранее, что получится.
Artifex: Чем вы обычно рисуете?
В основном темперой. И сейчас открыл для себя акварель. Размытые формы, из которых создается что-то определённое, но при этом остаётся мягкость. А вот масло мне не понравилось.
Я чаще делаю глобальные вещи, но есть и зарисовки. Для них подходят ручка, карандаш и фломастер. Чёрно-бело-красный формат, мне нравятся эти три цвета. Красные круги — это что-то вроде моей подписи.
Artifex: Относите ли вы свое творчество к «высокому искусству»?
То, что я рисую сейчас, — это не серьёзное высокое искусство. Но я почти уверен, что через какое-то время оно таким станет. Любое искусство должно трансформироваться. Нельзя рисовать одно и то же, тебе самому надоест. Поэтому я несу по жизни основную идею, а её воплощение постоянно меняется. Я постоянно продолжаю искать себя.
Artifex: Расскажите, пожалуйста, о самой важной для вас картине.
Недавно я закончил работу над картиной «Я - бесконечность». Она говорит о моменте перерождения, о том, что Вселенная всегда была, есть и будет. И мы, как способ познания Бога и себя самого, существуем вечно. А на Землю мы приходим по собственному желанию, потому что жить постоянно в блаженстве надоедает. Здесь мы можем на собственном опыте познать всё: чувство сострадания, любви, злости, секс и прикосновения к другому человеку. Ради возможности испытать всё это стоит пожить.
Artifex: Очень сложная задумка. Быстро ли вы определились с тем, как должна выглядеть эта картина?
Я долго думал о том, как передать в картине идею бесконечности существования. Создавал её примерно три месяца. Это единственная возможность передать моё мироощущение, потому что все последующие перерисовки будут повторением, банальностью. Первая попытка была неудачной, я закрасил холст чёрной краской и начал писать картину заново. Я просто не мог позволить, чтобы она выглядела неидеально.
В итоге картина получилась размером метр на метр, на ней изображена Вселенная. Туманность, через которую мы видим человеческое существо, пролетающее по жизни на огромной скорости. Я специально расплескивал краску в одну сторону, чтобы достичь такого эффекта. Всего на картине пять сгруппировавшихся людей. Первый, входящий в жизнь головой вперед, — жёлтый, потому что это цвет ребёнка. Второй — красный, изображающий активность. Третий — несущийся сквозь жизнь, голубой, энергетически превышенный цвет. Четвёртый — зелёный, изображающий болезнь, угасание. И последний — сиреневый, высший цвет, символизирующий и смерть, и новое рождение. Мне сложно передать словами, как важна для меня эта картина.
Artifex: Что именно вы хотите показать зрителям с помощью своих картин?
Я пытаюсь показать мир сна. Это очень важная тема, так как я долго занимался контролируемыми сновидениями. В снах к нам приходят идеи и сюжеты. Учитывая то, что мы спим около 25 лет, можно сказать, что это целая жизнь, происходящая где-то в другом месте. Мне кажется, что во время сна наша душа проживает настоящее, будущее и прошлое. Она путешествует между реальностями. И я стараюсь показать то, что там вижу. Часто бывает такое: проснулся и сразу нарисовал. У меня яркие, цветные, динамичные сны. Так что всегда есть, что показать.
Например, у меня даже есть одна картина, которая так и называется «Сон». Я проснулся, сделал зарисовку, поехал в магазин, купил холст, вернулся и создал картину.
Artifex: У вас есть любимые художники?
Я почти каждый день смотрю картины современных художников. Мне нравится наблюдать, кто и что делает. Например, Шепард Фейри (Frank Shepard Fairey). Ещё очень нравится Айвазовский. У него крутые картины, я не понимаю, как он это делал.
Artifex: А какие виды искусства, помимо живописи, вам нравится?
Я очень люблю классическую музыку. В ней чувствуется душа человека, который её написал. Мне нравятся Чайковский, Бах, Бетховен. Ещё сейчас я открыл для себя стихи. Очень люблю Есенина, чувствую с ним духовную связь.
Artifex: Какие у вас планы на будущее?
Хочу в космос. Но, думаю, что, наверное, здоровье не позволит. Хотя я почти уверен, что когда-нибудь улечу с этой планеты. Я здесь не дома – это абсолютно точно. А более земные планы – это свой собственный остров. И выставиться в Лувре. Мне уже дважды предлагали, но не сложилось. Ещё хочу заняться вингсьютом. Я прыгал с парашютом, занимался дайвингом, паркуром. А это очень серьёзная история.
У Саши Васильева, солиста группы «Сплин», в песне «Мне 20 лет» есть такая строчка: «Покуда мне голодно, значит мне весело». Это значит, что пока есть потребность в чём-то и стремление этого добиться, ты будешь счастлив.
Artifex: Что заставляет вас улыбаться, когда грустно?
Мне почти никогда не бывает грустно, я всегда улыбаюсь, и очень люблю это делать. Но иногда бывает нужно время на то, чтобы спокойно собраться с мыслями. Без плохого нельзя понять хорошее, без черного нет белого. Поэтому иногда мне просто самому хочется побыть в состоянии грусти. Но если появляется человек, который мне приятен, я снова начну улыбаться, как сейчас, например. :)