Французский художник Стефан Делапри (Stéphane Delaprée) провел в странствиях по миру немало лет, но по-настоящему покорила его душу Камбоджа, где он открыл свою галерею и начал творить то, что сам назвал «Счастливой живописью» (Happy Painting).
Абсолютно наивные и простые мотивы его картин закономерно вызывают легкую улыбку, как если бы перед вами были детские рисунки. Счастливые семейства на велосипедах, слонах и скутерах, черноволосые девушки с фруктами и цветами — типичные герои полотен Стефана. Живопись французского художника действительно больше похожа на кадры из мультипликационных фильмов, но именно этой непосредственностью она привлекает больше всего. Однажды Пикассо сказал: «Ребенком я мог рисовать, как Рафаэль, но мне понадобилась вся жизнь, чтобы научиться рисовать, как ребенок». Стефан также отказался от сложных художественных приемов в пользу четких контуров и ярких цветов, а наслаждение жизнью в любых ее проявлениях сделал своим кредо.
Корреспондент Artifex Анастасия Теплицкая поговорила со Стефаном Делапри о его жизненной философии и причине успеха его необычного стиля.
Artifex: Что побудило вас переехать в Камбоджу?
Меня очень интересовала кхмерская культура. Изначально предполагалось, что поездка будет непродолжительной, но я увидел эту страну, и она действительно понравилась мне. До сих пор я здесь.
Artifex: Не чувствуете ли вы себя одиноко вдали от дома?
Нет, я всегда в полном порядке, где бы ни находился. К тому же иногда я навещаю Францию.
Artifex: На вашем счету уже не одно место жительства: Канада, Коста-Рика… Но куда бы вы уехали из Камбоджи?
В какую-нибудь другую теплую страну с миролюбивой культурой. Но я не тот, кто строит планы. Так что, понятия не имею, уеду ли. Это зависит от того, как будет развиваться моя жизнь дальше.
Artifex: Вы живете в Камбодже уже много лет. Замечаете ли вы влияния западной культуры на местных жителей?
Конечно, Камбоджа ведь открыта миру. Как вы наверняка знаете, интернет, иностранные туристы, телевидение, фильмы, да и сам факт, что мы в 2016 году, привносят определенные изменения в местную культуру. Где бы то ни было. Но, сказать по правде, уже несколько лет я живу в своего рода пузыре. У меня комфортный дом, окруженный садом с цветущими и плодоносными деревьями. Все, что снаружи, вся социальная жизнь, меня мало интересует. Я просто стараюсь творить настолько хорошо, насколько способен это делать.
Artifex: Как вы находите своих улыбающихся персонажей и красочные мотивы?
Я черпаю вдохновение в повседневной жизни, так что недостатка тем у меня нет. Героев для своих картин я нахожу вокруг себя, хотя в реальности они вполне могут быть не такими уж и счастливыми, какими я их потом представляю на своих полотнах. Но я стараюсь акцентировать внимание только на светлых аспектах происходящего. Еще я заметил, что цвета влияют на людей, поэтому использую столь яркие краски. Они делают их счастливыми.
Artifex: Не только ваши картины выглядят «счастливыми», вы и сами кажитесь достаточно необремененным. Что помогает вам?
Я полностью сконцентрирован на своей работе, но в то же время я пытаюсь наслаждаться жизнью, обращать внимание исключительно на светлую сторону вещей.
Artifex: Но есть ли страхи за фасадом столь утопичного мира?
Да и нет. Я все-таки очень позитивный человек. Во Франции мы говорим: «Чтобы жить счастливо, нужно жить скрытно» (Pour vivre heureux il faut vivre caché).
Artifex: Как по-вашему, в чем главная причина популярности ваших работ?
Людям нравятся цвета и те эмоции, которые они испытывают, смотря на мои картины. К тому же они очень просты для понимания, ориентированы на семейные ценности. Они действуют очень благотворно.
Artifex: Как вы думаете, если бы вы создавали те же самые произведения, находясь во Франции, они стали бы столь же популярными?
Уверен, что да.
Artifex: Я читала, что ваша самая большая работа представлена в международном аэропорту. В каком именно?
Она находится в главном холле аэропорта Сиануквиль (Sihanoukville), это один из трех крупных аэропортов Камбоджи. Длина моей картины 15 метров.
Artifex: Вы, должно быть, горды этим?
Да, но ведь, на самом деле, это всего лишь самая большая картина из множества моих других больших картин.
Artifex: Есть ли у вас другие, в некотором роде тщеславные, мечты?
Я бы хотел, чтобы мои работы выставлялись в галереях самых престижных столиц мира — в Москве, Токио, Лондоне.
Artifex: Какие художники вызывают у вас восхищение?
Как по мне, так абсолютно все художники вызывают восхищение. Особенно мне нравятся Пабло Пикассо, Пауль Клее, Фернан Леже, Анри Матисс, Фернандо Ботеро, Жан-Мишель Баския. В общем-то, все великие художники прошлого. Сандро Боттичелли, Иероним Босх.
Artifex: Стефан, нам было очень приятно побеседовать с вами. Желаем всего наилучшего!