15 ноября 2017 в музее современного искусства Garage прошел Instameet с художником и маэстро нео-поп направления Такаси Мураками (Takashi Murakami, 村上 隆). Чтобы попасть на встречу, желающим необходимо было выложить «кавайное» фото с хэштегом #meetmurakami и ждать приглашения.

Счастливые поклонники аниме и блогеры пришли познакомиться с художником и сделать селфи. Некоторые из них принесли камеры и сняли селфи-видео для своих блогов. Финальным аккордом мероприятия стало общее фото с Мураками на фоне скульптуры «Пламя желания». Мы решили прогуляться по выставке и обзорно рассказать о ее экспонатах.



Выставка колоссальна. Она знакомит с работами Мураками, созданными в начале 90-х годов, когда он учился в Токийском университете искусств, более поздним творчеством, а также произведениями, которые появились во время монтажа экспозиции. К слову, выставка готовилась более двух лет, в ее создании принимала участие не одна сотня человек, а сам художник проводил в пространстве музея практически все свое время, включая сон.

Пространство выставки делится на пять частей или глав, которые имеют свои названия. «Гэидзюцу» - «Техники иллюзий» раскрывает связи художника с японскими традициями. «Малыш и Толстяк» – это отсылка к событиям 1945 года в Хиросиме и Нагасаки. «Кавайи» объясняет, почему искусство Мураками «кавайно». Идея показанного на выставке фильма «Глаз медузы» почерпнута из трагического события - землетрясения в Японии в 2011 году. «Сутадзио» - «Студия» представляет собой импровизированную студию творца. «Асоби и кадзари» - «Развлечение и украшение» охватывает пространство за пределами выставки: лестница, фасад, кафе, книжный магазин.

Из интервью художника про аниме:

«Возможно, многие современные японские художники именно таким образом избывают трагический опыт Японии, связанный с поражением во Второй мировой войне и последующей оккупацией. Переносят жесткую реальность в мультяшные фантазии, плоские, разноцветные и неприкаянные».

Первое впечатление оказавшегося на выставке неосведомленного зрителя – «мимими». Трактовку творчеству Такаси Мураками следует давать, исходя из его биографии. Начало большого пути художника совпало с созданием его творческой студии Kaikai Kiki Co. 1994 год, стажировка в Нью-Йорке, «Фабрика» Уорхола - вот те вехи, которые повлияли на будущее и всемирную славу Мураками. Чуть позднее появился узнаваемый символ – «Мистер ДОБ». В его основе лежит образ Микки Мауса, который стал неотъемлемой частью американской массовой культуры.

«Мистер ДОБ - это результат эксперимента и мой автопортрет одновременно. Я хотел проверить, каким образом на свет появляются популярные персонажи, которые остаются значимыми и хорошо продаваемыми через десятки лет после их создания»

Мураками говорит о своих работах так:

«Мне нравится, что люди воспринимают их иначе, чем я задумал изначально. Работы были созданы как темные, а люди видят их светлыми, заряжаются и излучают позитив»

Художник активно ведет профиль в Instagram, где рассказывает о своей жизни, работе, путешествиях и открытиях: показывает этапы создания своих произведений, снимает видео во время сеанса у стоматолога и многое другое, что стирает дистанцию между ним и зрителями и поднимает настроение (@takashipom).

Мураками создал уникальный язык, на котором общается со зрителями и доносит до них смысл своих произведений. Его работы экспонировались на многих выставочных площадках во всем мире.
 


Автор: Мария Орлова