Академик, осваивавший азы грамоты под руководством деревенского фельдфебеля, послушник афонского монастыря, писавший портреты Ленина, сын полунищих крестьян, получивший за свою картину золотую медаль на Всемирной выставке в Париже – кажется, что такие парадоксальные события просто не могли произойти в жизни одного и того же человека.

Но есть такое выражение – «обыкновенная биография в необыкновенное время». Русскому художнику Филиппу Малявину судьба приготовила «сюрприз» – жить в преддверии, во время и сразу после глобальных перемен, потрясших необъятную Россию и изменивших не только государственный строй, но и мировоззрение многомиллионного народа страны.

 

… Небогатое село в Самарской губернии, многодетная крестьянская семья, деревянные чурки вместо игрушек в детстве, походы в лес в качестве развлечения в отрочестве, отставной деревенский фельдфебель в роли учителя - откуда у простого деревенского мальчишки, росшего в таких реалиях русской глубинки, могла возникнуть страсть к рисованию? Сам художник, наверное, сказал бы: «Неисповедимы пути Господни!», потому что впоследствии не раз вспоминал, что лепить из глины, вырезать фигурки из дерева и особенно рисовать угольками на печке или стенах с ранних лет было его любимым занятием. Правда, его увлечение не разделяла мать, которой приходилось постоянно забеливать «художества» сына.

Детские годы, проведенные в селе, оказали огромное влияние на становление Малявина как художника. Одна из его работ, «Тройка в снегу», буквально пронизана ностальгией.

 

 

И еще из воспоминаний художника:

«Церковь меня всегда к себе привлекала и тянула, и я всегда смотрел на ее купола, луковицы и необыкновенно был рад, когда слышал звон, в особенности в большие праздники… мне казалось, за этим звоном далеко-далеко есть что-то другое, хорошее и чудесное…»

В погоне за этим «хорошим и чудесным» в 16 лет Филипп Малявин оставил родной дом и отправился в далекий Афон для того чтобы постичь тайны иконописи.

Освоение азов не заняло много времени – юноша был способен, сообразителен и трудолюбив. Но братия недолго радовалась талантливому послушнику – он стал проявлять недозволенное своеволие и дерзость в письме канонических образо́в. Поэтому настоятель монастыря Святого Пантелеймона без сожалений отпустил строптивого «богомаза», когда тому пришло время идти на военную службу. Но, как говорится, не тут-то было! Филипп быстро вернулся обратно, потому что получил освобождение. И помог ему в этом талант: на призывном пункте богобоязненный послушник нарисовал картину с лошадью, которая настолько потрясла душу мелкого военного чина, руководившего призывом, что он выдал рекруту «белый билет» и за казенный счет отправил на Святую гору.

А вскоре судьба Филиппа сделала очередной крутой поворот: в монастырь заехал известный русский скульптор Беклемишев, которого поразили его этюды и зарисовки. Это были не иконы – образа́ Малявина до уровня ликов, смотревших с древних стен, явно не дотягивали. А вот «мирские» сюжеты, хотя и были далеки от образцов академической живописи, удивляли яркостью цветов, размашистостью рисунка и самобытностью тематики. Но это известно только со слов Беклемишева: большинство работ художника «монастырского» периода утеряно.

На этом заканчивается долгий период жизни на Афон, посвящённый духовному росту и поиску себя. Кстати, этот поиск ярко отражается на картинах Малявина разных периодов. Внутренние метания на пути к собственному стилю в какой-то момент роднят его холсты с произведениями Густава Климта.

 

Итак, Беклемишев забрал Малявина в Петербург, где тот окончил Академию художеств, а затем некоторое время был учеником Репина. Известность буквально обрушилась на молодого живописца. Но, как и многое другое в его жизни, здесь не обошлось без парадокса.

… 1898 год, Малявин предоставляет в качестве выпускной картину «Смех». Работа яркая, колоритная, живая, эмоции и настроение написаны просто мастерски.

 

 

Но эта работа у маститых академиков положительных откликов не заслужила. Зато их с лихвой оказалось на Всемирной выставке в Париже, где отвергнутая картина была удостоена золотой медали. Затем она произвела фурор на вернисаже русской живописи в Венеции, где и была приобретена для Музея современного искусства.

Надо сказать, что Малявин со временем смог бы стать отличным портретистом. Об его способности проникнуть за пределы обычной «узнаваемости» и изобразить внутренний мир человека свидетельствуют многочисленные работы, написанные в этом жанре.

 

Но в историю русской и мировой живописи Филипп Малявин вошел как один из певцов крестьянской жизни. Всю жизнь он раз за разом возвращался к теме, близкой его сердцу. Художник был увлечен ею, знал предмет, что называется, изнутри, и это делает его работы уникальными. Так человек с простой судьбой, живший в далеко не простое время, стал одним из ярчайших представителей тяжёлой эпохи, выпавшей на долю России.