Когда речь заходит об импрессионизме, сразу вспоминаются Клод Моне и Огюст Ренуар. Реже – Эдгар Дега, Камиль Писсарро, Анри де Тулуз-Лотрек и Альфред Сислей. А имя одного из основателей импрессионизма, близкого друга вышеперечисленных мастеров упоминается нечасто.

Что и говорить, «титаны импрессионизма» прожили длинную и яркую жизнь, некоторые из них даже дождались признания и славы, а вот Жан Фредерик Базиль (Jean Frédéric Bazille, 1841—1870) погиб на Франко-Прусской войне, не дожив до 30-летнего юбилея.

 

Моне, Ренуар, Сислей и Базиль, словно «ливерпульская четверка» творили историю искусства вместе. На полотнах Базиля можно увидеть некоторые интересные моменты из жизни этих художников. Кроме того их картины зачастую пересекаются по сюжетам, так как писали они одни и те же виды. Также художники любили изображать друг друга на своих холстах. У Базиля, например, есть «Портрет Ренуара» (Portrait de la mère de Renoir, 1867), у Моне – «Базиль и Камилла Моне (Bazille et Camille (Etude pour le Déjeuner sur l'herbe), 1865), у Ренуара – «Базиль, рисующий цаплю» (1867). И, конечно, же, у Базиля есть несколько автопортретов.

Один из них – «Автопортрет» (Self Portrait 1868) - изображает в черно-коричнево-фиолетовых тонах угрюмого молодого человека с бородой и бакенбардами. Его взгляд серьезен и задумчив, губы сжаты, на лице нет и тени улыбки. Единственное светлое пятно на этой картине – белый воротничок рубашки героя.

 

 

«Действительно очень красивый юноша, аристократичный, надменный, ужасный в гневе, а обычно очень добрый и милый», − писал о нем Эмиль Золя, с которым художник тоже был дружен.

Картина «Мастерская на улице Ла Кондамин, 9, в Париже» (L'Atelier de la rue La Condamine, 1869-1870), хранящаяся сейчас в Музее Орсэ в Париже, показывает нам одно из «собраний импрессионистов».

 

 

Молодые люди устроили из мастерской Базиля что-то типа штаба, потому что помещение было светлым, просторным и приятным. Из всей группы художников только Базиль не был стеснен в средствах, так как у него были состоятельные родители, и он мог позволить себе творить в комфортных условиях.

Но вернемся к картине и начнем рассматривать ее слева направо. На лестнице и рядом с ней мы увидим двух молодых людей – это Золя и Ренуар. У мольберта с кистью в руках стоит Мане, а по обе стороны от него – Моне и Базиль. Себя художник рисовал не сам, ему помог в этом Мане. На фортепиано играет Эдмон Метр, музыкант и друг Базиля. Интересно убранство студии: высокие потолки, наполовину зашторенное окно, красивый стул, стоящий посередине (вероятно, на нем кто-то позировал), и очень много картин на стенах.

 

Запечатлевал Базиль и другие свои студии, например, на улицах Висконти и Фюрстенберг.

После смерти Фредерика Базиля осталось 50 полотен. Все они написаны в стиле, близком к импрессионизму. Особенностью живописи художника является полуденный, яркий свет. Если товарищи Фредерика писали больше рассветы и закаты, то его интересовал прямой дневной свет.

Интересно, что Базиль был одним из первых художников, который стал писать обнаженную натуру на плэнере. Яркая иллюстрация - картина «Купальщики, летняя сцена» (Bathers Summer Scene, 1869). На полотне мы видим группу молодых людей, которые отдыхают на берегу реки или пруда. Синее небо с кудрявыми облаками и яркий свет свидетельствуют о том, что день жаркий.

 

 

Герои изображены в купальных костюмах, что для того времени было очень смело – обычно на картинах модели были всегда одеты.

Ежегодно Базиль отправлял свои полотна в Салон. В 1870 году его «Купальщиков» приняли и даже повесили на видное место. В письме своим родителям Фредерик писал, что зрители больше ругают, чем хвалят картину. Но такая реакция художника тоже устраивала: лучше уж отрицательные эмоции, чем равнодушие. Теперь, считал он, известность подошла совсем близко. Но, к сожалению, в том же году молодой художник погиб в бою.

 

 

Ещё одна знаменитая картина Базиля – это «Семейный сбор» (Family Reunion, 1867). На ней изображена вся семья художника в деревенском поместье. Базилю удалось совместить два главных момента: изображение фигур людей и природы в духе импрессионизма. Сейчас картина хранится в Музее Орсэ.

Стоит отметить, что Фредерик Базиль был счастливым художником. Он не знал ни нужды, ни тяжелых болезней. Вместе с единомышленниками художник изобретал новый стиль живописи, общался с великими людьми середины XIX века и не подвергался жестким нападкам критиков. Его родители, занимавшиеся производством вина, хотели для сына другой жизни: с юности Базиль по их совету изучал медицину.

Но очень скоро он понял, что доктор из него выйдет посредственный, так как его душа лежит к не к точным наукам, а к творчеству. И кто знает, как бы развивался импрессионизм, если бы Базиль однажды не запротестовал против медицинской карьеры…