У Америки довольно долго были «натянутые отношения с искусством», особенно если речь шла об импрессионизме, который тяжело воспринимался местной публикой. Фредерик Чайлд Ха́ссам (Frederick Childe Hassam, 1859-1935) активно продвигал это направление живописи на родине. Наравне со своей соотечественницей Мэри Кассат он внес огромный вклад в развитие нового для своей страны жанра.

 

Чайлд Хассам (второе имя «Фредерик» с годами было отброшено по совету подруги) родился 17 октября 1859 года в Дорчестере, историческом районе Бостона. Его отец был успешным бизнесменом, коллекционировал предметы искусства и антиквариат. Миссис Хассам состояла в родстве с романистом Натаниэлем Готторном, автором романа «Дом о семи шпилях». Хассам-старший утверждал, что его предком был англичанин по фамилии Хоршем, переселившийся в Америку в XVII веке. Со временем «Хоршем» превратилось в «Хассам». Но смуглая кожа и тяжелые веки наталкивали на мысль, что кто-то из его предков был родом из стран Среднего Востока. Подобное заблуждение окружающих забавляло Чайлда, он даже ставил полумесяц рядом со своей подписью. Позднее полумесяц превратился в черту, а Хассам получил прозвище «Мули». Это была отсылка к правителю Гранады Мули Абул Хассану, о котором писатель Вашингтон Ирвинг рассказал в своей книге «Альгамбра».

Интерес к искусству и способности к рисованию проявились у Чайлда довольно рано, правда, отец не обратил на это никакого внимания. Хассам также проявил себя в спорте, но уже после разрушительного пожара в ноябре 1872 года в Бостоне, который уничтожил бизнес его отца, молодому человеку пришлось поставить крест на всех своих начинаниях и стремлениях. В 17 лет он начал работать, чтобы помогать своей семье.

Отец устроил его бухгалтером в издательство Little, Brown & Company, но там Чайлд был явно не на своем месте. Он начал учиться ксилографии - гравюры по дереву удавались ему гораздо лучше работы с цифрами. Постепенно молодой человек пришел к живописи, и примерно в 1879 году начал писать свои первые картины маслом. Хотя любимым материалом художника всегда была акварель.

В начале 1880-х Чайлд Хассам делал графические иллюстрации для таких изданий как Harper’s Weekly и The Century Magazine, открыл свою студию и активно посещал уроки живописи. А в 1882 году он устроил первую выставку своих акварельных работ.

Ни о каком профессиональном развитии не может идти речи без вояжа в Европу. Чайлд Хассам отправился в путешествие в Старый свет в 1883 году. Он вдохновился красотой и искусством Италии, Франции, Нидерландов, Англии и Испании. Большое впечатление на него произвели акварели английского художника Уильяма Тернера. Поездка оказалась довольно плодотворной: 67 акварелей, изображающих сельскую местность, стали основой его выставки в 1884 году.

Влияние французских коллег по цеху сделало свое дело: Чайлд Хассам обратился к импрессионизму. Работа иллюстратора отошла на второй план, и он все больше внимания уделял серьезному искусству.

Хассам был влюблен в Европу и искал вдохновения в поездках в Старый свет, но прославился он своими «американскими» пейзажами. Одной из самых известных работ художника является картина «Дождливый день в Бостоне» (A Rainy Day In Boston, 1885).

 

 

К родному городу Чайлд питал очевидную слабость. Более того, он был убежден, что архитектура американских городов достойна восхищения. Многие, вероятно, даже не обратили бы внимания на широкую городскую площадь и отходящие от нее две улицы, но Чайлд видел эту неброскую красоту Бостона. Картина относится к ранним работам художника, о чем свидетельствует неяркая палитра - более смелые цвета на его полотнах появятся позже.

Уже в раннем творчестве Хассама наметилась определенная тенденция: он стремился изображать будничную жизнь, которая обывателю может показаться невзрачной и совершенно не достойной внимания.

Пребывание в Париже оставило заметный след в творчества мастера. Ярким примером является картина «День взятия Бастилии, Париж» (Bastille Day, Boulevard Rochechouart, Paris, 1889). Некоторое время художник жил в столице Франции и поэтому не мог не изобразить важный для каждого француза праздник.

 

 

Здесь определенно видно влияние коллег-импрессионистов: широкие уверенные мазки, яркая палитра. Эта произведение, как и большинство других, показывает городскую суету с характерными для творчества этого художника элементами: фигуры не имеют четко прописанных линий, зато тщательно прописана архитектура. Стоит обратить внимание на то, что Париж Хассама сильно отличается от Парижа Писсаро и Моне – здесь совершенно иные улицы. Он стремился увидеть в нем черты Нового Света, утверждая, французская столица становится совсем американской.

Серия картин «Флаги» характеризует 1910-е, на которые пришелся закат творчества Чайлда Хассама. Одним из самых запоминающихся полотен данной серии является «Аллея союзников» (Avenue of the Allies, Great Britain, 1918).

Что вдохновило мастера на его создание - неизвестно, но современники утверждали, что причиной послужили анти-германские настроения, витавшие в воздухе во время Первой мировой войны.

 

 

Художник мечтал изображать военные баталии, но правительство отказало ему в этом. А потому свои антивоенные настроения он выразил флагами. Именно они, а не люди или здания, стали главными действующими лицами.

Чайлд Хассам был ярким примером человека, который жил искусством в пику тем, кто пытался на нем заработать. Он вступил в «Десять» (The Ten), объединение американских художников, отделившееся от Общества американских живописцев. Десять независимых художников боролись с коммерциализацией искусства, что делало их настоящими бунтарями в стране, где так много значила прибыль.

До конца своих дней Чайлд Хассам оставался истинным последователем импрессионизма, отвергая тех, кто «обращался в новую веру», прославляя кубизм, сюрреализм и другие авангардные течения.