Красивые и ненавязчивые виды предлагает нам американский художник-импрессионист Эдмунд Чарльз Тарбелл (Edmund Charles Tarbell, 1862—1938), живший на рубеже XIX и XX веков. На его картинах изображены прекрасные юные девушки в светлых нарядах с цветами – истинно «тургеневские барышни», торжество юности и невинности.

Прелестные пейзажи и умиротворяющие «домашние дела» людей того времени как успокоительный бальзам действуют на современные «нервные» души. Неспешные беседы на лоне природы, завтраки на траве, вышивание и чтение, просто портреты писаных красоток – вот основные темы картин Тарбелла.

 

Художник, педагог, член группы «Десять», член Бостонской школы живописи – вот, пожалуй, главное, что можно сказать о Тарбелле. Бостонская школа живописи существовала в первые 30 лет XX века в Америке. В неё входили такие видные деятели искусства как Джозеф Де Камп, Лилиан Хейл, Лилла Перри, Джон Эннекинг, Гретхен Роджерс, Филипп Хейл, Алдро Хиббард, Фредерик Винтон и Элизабет Пэкстон. Все эти художники оказались под большим впечатлением других великих живописцев – Клода Моне, Яна Вермеера и Джона Сарджента.

Американские мастера особенно любили работать в стиле портрета, пейзажа, интерьерной картины. Говорят, что они отличались огромной требовательностью к своим работам. А Эдмунд Чарльз Тарбелл был ведущим (!) художников этого «братства».

Революционные 10-е, ревущие 20-е, Великая депрессия 30-х – вообразите, какая атмосфера витала в воздухе. Мрачно и серо, «промышленно» и с закручиванием гаек. И в противовес этому - светлые, позитивные, добрые картины бостонских художников. Как можно было не влюбиться в творчество этих молодых людей?

Эдмунд Чарльз Тарбелл родился в 1862 году в семье типичных американцев, другими словами - эммигрантов из Европы. Его отец умер, мать вышла замуж и оставила детей на попечении бабушки и дедушки. Эдмунд учился искусству в вечерней школе, а затем в школе при Музее изящных искусств Бостона – оттуда, надо полагать, и начался его путь художника. Именно там он познакомился с Робертом Рейдом и Фрэнком Уэстоном Бенсоном, двумя будущими членами общества «Десяти» (Ten American Painters), в котором они вместе будут состоять позднее. «Десять» было создано в 1897 году в знак протеста Обществу американских художников и их коммерческим выставкам. Это товарищество просуществовало целых 20 лет и распалось по естественной причине – из-за смерти большинства участников. В «Десять» входили: Эдвард Симмонс, Чайльд Гассам, Джулиан Уир, Джон Твахтман, Фрэнк Бенсон, Эдмунд Тарбелл, Уиллард Меткалф, Томас Дьюинг, Роберт Рид, Джозеф Де Камп и Уильям Чейз.

После Школы Тарбелл отправился, подобно другим молодым художникам того времени, в образовательную поездку в Европу. Там он копировал работы из Лувра, а после возвращения давал частные уроки и работал художником-оформителем, портретистом. С 1889 года Эдмунд начал преподавать, да так успешно, что многие его студенты именовали себя «тарбеллистами».

Через два года после начала карьеры профессора, Тарбелл написал свою первую знаменитую картину «В саду» (In The Orchard, 1891).

 

 

На ней изображены пять персонажей в разных позах, отдыхающих в саду. Четыре дамы и один кавалер о чем-то беседуют, и девушка слева характерно уперла руку в бок, будто приготовившись к спору. Кто эти люди? О чем они разговаривают? Где находится этот томный сад? Оказывается, на картине изображена жена художника Эмелин Сутер, ее брат и сестры. Можно предположить, что сад на картине – тот самый, что принадлежал Тарбеллу. Полотно довольно масштабное, его размер составляет 154.3 на 166.4 сантиметров.

Свою супругу художник изображал и на других картинах. Например, полотно следующего, 1892 года, показывает нам женщину с ребенком и называется «Мать и дитя на лодке».

 

 

Глаза двухлетней девочки (дочь Эдмунда Жозефина родилась в 1890 году) как будто «перекликаются» с водой так же, как и одежды её матери. Вода написана интересными мазками в форме чешуек. А сверху, освежая полотно, композицию дополняют ветви зеленого дерева.

У Тарбелла было четверо детей: Жозефина, Мерси, Мария и Эдмунд. Их он также часто запечатлевал на своих работах. На картине 1921 года «Сёстры» вновь изображена Жозефина со своей сестрой Марией.

 

 

Картина выполнена в более сдержанных тонах, по сравнению с обычной импрессионистской легкостью автора. На ней мы видим двух строгих темноволосых девушек, задумавшихся о чем-то. Сине-зелено-коричневая гамма задает тон картине.

А вот на картине 1902 года «Обучение лошадей» мы опять видим Жозефину, но еще совсем девочкой. На ней она изображена с братом Эдмундом. Эта работа – яркий образец импрессионистских традиций в творчестве Тарбелла. Свет, быстрые мазки, «смазанные» лица, лошади (наследие французского импрессиониста Дега), интересные «дымные» облака.

 

 

Конечно, Эдмунд Тарбелл писал не только свою любимую семью, но и портреты уважаемых людей того времени. Например, президентов Соединенных Штатов Вудро Вильсона, Кальвина Кулиджа и Герберта Гувера.

Отпевание Эдмунда состоялось в Королевской Часовне Бостона. В некрологе художнику, опубликованном в «Бостонском путешественнике» 3 августа 1938 года, написано:

«Эдмунд Тарбелл внес свой вклад в дело Америки в мире искусства. На него и его работы Европа обратила взгляды, как и весь народ Америки. Работы Тарбелла были честными. В нем не было ни одной из преходящих сенсаций, которые приносили известность другим. Тарбеллские полотна будут говорить с миром веками. Его характер был таким же верным, как и его искусство»