Готова поспорить, нет ни одного подписчика Artifex, не знакомого с интернет-комиксами. А многие из вас не раз проникались тонкой иронией работ Антона Гудима и репостили его картинки друзьям, дружно смеясь в комментариях (некоторые даже не подозревали, что автор из России). Я решила подробнее разобраться в его творчестве и вообще в таком явлении, как современный интернет-комикс.
Давайте признаемся, все мы любим гифки, мемасики и прочий интернет-мусор, который плодится каждый день, но все равно успевает стать «баяном» уже через несколько часов. Современный интернет – плацдарм для фаст-фуда. Мы привыкли к быстрому восприятию информации, и небольшие картинки с минимумом текста вторят этому общественному запросу. Нет времени думать – кидай в чатик. Скорость распространения информации стремительно приближается к световой. Интересная идея должна быть подана молниеносно и ярко, как фламбе. И хваткий ум творческого человека нового времени вполне поспевает за этим.
Я говорю о бесконечных комиксах, заполонивших просторы Сети. Они могут быть милыми, поучительными, злободневными или даже абсолютно наркоманскими, туповатыми и криповыми. Ввиду упомянутой выше особенности передачи материала риск быть незамеченными стремится к нулю. Каждый из вас видел не одну сотню мегабайт совершенно разнокалиберных рисованных сюжетов. Как правило, они не отличаются высокохудожественностью и реалистичностью в проработке деталей, ибо суть их не в этом.
Рецепт такого продукта, на первый взгляд, до примитивности прост: как того требует время (которого всегда нет), используется минимум графики и еще меньше текста, если он вообще есть. Приветствуется соблюдение трех правил драматургии классицизма: единство времени, места и действия. Оптимальное количество картинок – четыре: бэкграунд/проблематика/контекст, завязка, кульминация, развязка. И если начальные стадии могут варьироваться, то тонкая, смешная и неожиданная развязка, ради которой всё, собственно, и затевалось – условие обязательное.
Да, забыла сказать, что смех – основополагающая задача всех подобных комиксов. Он может быть явный, скрытый, внутренний и даже сквозь слезы (любители терминологии могут разделить его на юмор, иронию, сарказм, стёб и т.д.). Поэтому, хотя комиксы и относятся к развлекательному контенту, не стоит принижать их достоинство. Ведь автору нужно обладать недюжинным остроумием, вниманием и умением подмечать, а главное – уметь выдать законченную идею минимумом средств, без лишнего разжевывания. Да еще и так, чтобы это было доступно и понятно большому количеству людей с разным жизненным опытом, уровнем знаний и взглядами на мир.
Стоит отметить, что сама по себе идея подтрунивания с помощью иллюстрации над современностью – далеко не новая. Всем известны журнальные и газетные общественно-политические карикатуры на злобу дня, а профессия штатного редакционного карикатуриста существует уже не одно столетие. Смею предположить, что именно из этого выросло такое явление, как современный короткий комикс (не путать с серийными комиксами различных вселенных, которые построены совсем по иному принципу и преследуют другие задачи). Ну и благодатная интернет-почва, дающая массу возможностей и пестрящая различными быстродействующими продуктами, помогла ему не просто развиться, но достичь высот и завоевать небезосновательную любовь пользователей.
Работы Гудима вы можете встретить на любом ресурсе в интернете, даже в самом неожиданном месте. Его комиксы затрагивают различные сферы жизни, и всегда найдется подходящий случай, чтобы что-то ими проиллюстрировать – статью, философское умозаключение, «мотивации пост» и прочее ежедневное наполнение Сети. (Впрочем, про авторские права зачастую все тут же забывают.)
Глядя на воплощение мысли в работах Антона, понимаешь, что автор – человек с богатой фантазией и чрезвычайно подвижным умом. Сам Гудим не считает свои работы шутками, а называет их идеями. И тут сложно не согласиться, так как креативная обработка действительности, нетривиальная подача – первое, на что мы обращаем внимание в его иллюстрациях. Да и какие уж тут шутки, когда многие «идеи» Гудима демонстрируют полнейший жизненный бесперспективняк, уныние и тщетность бытия, от которых скорее становится грустно.
При внимательном анализе сразу заметно, что автор стремится не рассмешить, а удивить, заставить сломать привычное представление о чем-либо. Он может брать за основу комикса какой-то один незначительный момент и переворачивать его восприятие с ног на голову, обнаруживая в самой обыденной вещи скрытый потенциал. Лишний раз доказывая, что всё в мире зависит от угла восприятия.
Также комиксы Антона Гудима могут опираться на игру слов или необычное сопоставление явлений, понятий. Помимо очевидной насмешки, которая сквозит во всем его творчестве, есть и просто милые юморные картинки.
Но наиболее часто в его работах обыгрываются повседневные общественные стереотипы, высмеиваются ежедневные обычаи, которые простой обыватель, как правило, оставляет незамеченными. Мне кажется, есть в этом некое продолжение традиций Гоголя, Салтыкова-Щедрина и Булгакова, когда через мелкие детали, просто фиксируя на них внимание, рисуется целостная картина поколения. И типизация этих явлений вызывает скорее горькую усмешку, чем веселье… А грустнее всего, что именно те, кто является целевой аудиторией данного контента, основным потребителем и ценителем (читай «лайкателем»), – чаще всего и есть главный объект насмешки автора. «Чему смеетесь? Над собою смеетесь!.. Эх, вы...»
Ну и, разумеется, множество иллюстраций Гудима основано на чрезмерной привязанности людей к интернет-технологиям, на зависимости от глупейшей моды и ненужных гаджетов, которые настолько плотно вошли в жизнь, что уже неотделимы от человека.
Кто-то может сказать, что всё это старческое брюзжание, что автор порицает современные реалии и молодое поколение, как бабки у подъезда, постоянно недовольные всем новым и непонятным. Но мне видится в его саркастических картинках нечто большее – страх перед пустым будущим, некое предупреждение, если хотите. Ведь за скороспелостью модных течений, за ежедневными «обновлениями», за формальной демонстрацией благополучия и успеха в человеке не остается никакой основы, пустое место.
На первый взгляд кажется, что Гудим стебётся только над российской действительностью, что мотивы его работ – эдакая русская рутина, наша повседневная классика. Но глядя на количество подписчиков его страницы в инстаграме, коими являются люди со всей планеты, понимаешь, что удачно пойманный образ может охватить гораздо более широкую аудиторию; правда, и публика должна обладать остроумием, чтобы его оценить. Впрочем, возможно, всему виной пресловутая глобализация, одним из главных инструментов которой и является интернет. Либо люди со всего мира сталкиваются с одинаковыми проблемами. Не такие уж мы и разные, хоть и разделены границами стран.
Давно было замечено, что математики и врачи становились отличными писателями, биологи – художниками и т.д. Это не просто дрейф среди профессий, это способность не заглушить в себе творческое начало, умение слышать внутренний голос и быть полифункциональным. Антон учился на инженера и на данный момент работает в области сетевых технологий (собственно, в его идеях очевиден взгляд технаря). И интернет-иллюстрация для него в большей степени хобби. «Как же так?! – спросите вы. – Столько почитателей, такая популярность, а работает на обычной работе?» Но, наверное, во многом этим и объясняется точность попадания в работах Антона, близость «сердцу народному». Чтобы творить «на злобу дня», надо жить в этой действительности, не отделять себя от нее за стеной из роскоши и пофигизма (как известные телевизионные хохмачи, в каждой шутке которых сквозит фальшь и неуклюжая игра в «своего парня»).
Впрочем, я не утверждаю, что художник непременно должен быть голодным. Казалось бы, куда можно пристроить комиксы, кроме публикации их в бумажных изданиях или интернет-ресурсах во имя «лайков»? Гудим, как и многие другие иллюстраторы, удачно монетизировал свои идеи с помощью печати изображений на различных предметах и одежде. Мне кажется, комикс – это шикарная новая идея в противовес избитым гопническим надписям на майках, которые можно приобрести в киосках торговых центров. Даже если собеседник из тебя не очень, а человек и того хуже, к тебе все равно заинтересовано подойдут – хотя бы ради того, чтоб разглядеть интересную историю на твоем свитере.
Ну и на закуску расскажу о самой интересной особенности работ Гудима – реакции на них со стороны подписчиков. Люди начали косплеить его комиксы! Энтузиасты делают серию фотографий на основе иллюстраций Гудима, повторяя, а порой и остроумно перерабатывая исходник. Не знаю, что это: новый вид фан-арта? По-моему, это прекрасно, когда твое творчество не только побуждает к действию или дает пищу для размышления, но и вдохновляет.