Максфилд Пэрриш (Maxfield Parrish) — американский художник, один из важнейших представителей Золотого века иллюстрации, творчество которого пришлось на первую половину двадцатого столетия. Еще при жизни он обрел огромную популярность благодаря картине «Рассвет» (Daybreak). Картины Пэрриша с мифологическими сюжетами и тихими и умиротворенными пейзажами, выполненные уникальной техникой, остаются узнаваемыми и приковывают завороженный взгляд зрителя и по сей день.

 

 

Картина Пэрриша «Рассвет» (Daybreak) до сих пор считается самой успешной картиной прошлого века. По некоторым подсчетам она превзошла по количеству воспроизведений такие шедевры, как «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи и «Банка с супом Кемпбелл» Энди Уорхола.

 

 

На картине художник изобразил образ Аркадии, утопической страны, воспетой поэтами Нового времени, страны невинности и простой красоты, воплощенной в обнаженной девушке. Пейзаж на заднем фоне передает общую атмосферу покоя и умиротворения, а мастерски изображенный свет и цвет свидетельствуют о высоком таланте художника. Легкая дымка раннего утра в горах в сочетании с четким изображением человеческих фигур и колонн на переднем плане создают ощущение глубины.

 

 

Максфилд Пэрриш был одной из ярчайших звезд периода Золотого века американской иллюстрации. Тогда были стерты границы между коммерческим и изобразительным искусством, что помогло талантливым иллюстраторам добиться известности и обеспечить себя финансово. Пэрриш иллюстрировал поздравительные открытки, рекламу, детские книги, в том числе «Арабские ночи» и «Сказки матушки Гусыни». Его работы отправлялись в почтовые ящики миллионов домов и появлялись на обложках многих популярных журналов того времени. Он также работал над большими фресками для отелей, такими как «Старый король Коул» (Old King Cole) и «Спой песню на шестипенсовик» (Sing a Song of Sixpence), создал панно «Замок мечты в небе» (Dream Castle in the Sky) над камином для студии Тиффани.

 

 

Пэрриш был настолько коммерчески успешным, что смог построить собственное имение в Корниш, штат Нью-Гэмпшир, состоящее из двадцати роскошных комнат и получившее от своего владельца название «Дубы» (The Oaks). Деревня Корниш была в то время популярным летним курортом с поистине сказочными видами, здесь жили и творили многие художники и писатели. Местоположение этого дома было обусловлено любовью Пэрриша к природе и живописным пейзажам, из них он часто черпал вдохновение, особенно для своих поздних работ.

 

 

Одна из особенностей художника — уникальная цветовая техника. Его ранние работы были черно-белыми, но все они демонстрировали внимание к деталям, композиции и текстуре. Позже Пэрриш создал уникальные насыщенные и «светящиеся» краски. Он добивался такого эффекта, поэтапно прорабатывая картины, тщательно нанося мазки и лакируя работы в несколько слоев. Его картина «Носители фонарей» (The Lantern Bearers) наглядно иллюстрирует достоинства этой техники — кажется, будто шары, которые гномы развешивают на дерево, буквально излучают свет. Подобного эффекта Пэрриш достигает и при изображении неба на таких картинах как «Экстаз» (Ecstasy), «Звезды» (Stars) и многих других. Насыщенного голубого цвета Пэрриш добивался путем смешивания кобальтового синего оттенка и белой грунтовки, а покрытый сверху лаком нижний слой краски обретал желто-зеленый оттенок. Этот цвет сочли настолько уникальным, что назвали его в честь самого художника — «Parrish Blue». Кроме того, в своих работах Пэрриш использовал лишь четыре основных цвета: синий, сиреневый, желтый и черный, и путем их смешения добивался нужного оттенка.

 

Пэрриш часто обращался к сказочным сюжетам. Почти каждая его картина воплощает уникальный фэнтезийный мир с населяющими его героями: гномами, феями, нимфами. Мечтательные обнаженные девушки и андрогинные юноши передают атмосферу невинности и детства. Полюбившийся как публике, так и критикам, Пэрриш получил в народе звание «одного из великих американских мечтателей начала двадцатого века».

 

 

Максфилд Пэрриш от рождения был назван Фредериком, однако позже сменил имя на девичью фамилию своей бабушки, что стало его творческим псевдонимом. Его выдающиеся художественные способности были замечены его отцом еще в детстве. Стефан Пэрриш (Stephen Parrish) также был художником и делал все для развития таланта своего сына. Сам Максфилд считал отца своим главным наставником.

Изначально Пэрриша манила архитектура, но позже он понял, что изобразительное искусство привлекает его гораздо больше. И все же знания, полученные в Хаверфордском колледже на программе архитектурного дизайна, пригодились ему в дальнейшем для создания реалистичных сооружений на его полотнах.

 

 

Учась в Академии изящных искусств в Пенсильвании, Пэрриш заслужил славу одного из самых блестящих и ярких художников-декораторов в стране. Позже, продолжив обучение в Институте искусств Дрекселя, он также проявил себя как крайне одаренный студент. Один из профессоров института однажды заявил, что ему больше нечему учить Пэрриша, и что занятия в институте слишком элементарные для его способностей. Здесь же Пэрриш встретил свою будущую жену, Лидию Остин, которая тоже была весьма талантливой художницей.

 

 

Позировали для Пэрриша часто его близкие и родственники, он считал, что только так сможет передать дух невинности на свои картины. Часто натурщицей для картин становилась Китти Спенс, внучка американского политика Уильяма Дженнингса Брайана. Китти позировала для обложки журнала Life в 1922 и 1923 годах, для картины «Каньон» (The Canyon), «Утро» (Morning) и других. Одной из любимых моделей Пэрриша была Сьюзен Левин, экономка и няня его детей. Вокруг их отношений ходило много споров. В один из периодов своей жизни Пэрриш покинул поместье с женой и детьми и вместе с Левин поселился в своей творческой студии. Несмотря на то что многие подозревали их в любовных связях, Пэрриш заявлял, что его отношения с Левин чисто платонические. На полотнах Пэрриша можно также заметить и его дочь, Джейн, которая тоже нередко позировала для картин отца.

 

Обеспеченность, которой Пэрриш добился благодаря многочисленным коммерческим иллюстрациям позволила ему к 1931 году наконец «покончить с девушками на камнях» и заняться тем, к чему у него особенно лежала душа — пейзажной живописью. Она уже не приносила такой доход, но доставляла невероятное наслаждение. Его пейзажи также отличаются яркостью красок и тихой и мирной атмосферой, в которой еще остался мотив чего-то сказочного.

 

 

Пэрриш продолжал писать пейзажи и фрески до своей смерти. Он являет собой пример художника, который, занимаясь любимым делом, сумел добиться финансового успеха и при этом не потерять собственного стиля и уникальности, а также получить признание публики как при жизни, так и в нынешнее время.