Габриель Ороско (Gabriel Orozco, 1962) — мексиканский художник, считающийся одним из самых значимых современных творцов нашего времени. Много работает в стиле минимализм, создает скульптуры, живописные работы, фотографии. Женат, растит сына. Его смело можно назвать заядлым путешественником, ведь он постоянно колесит между Парижем, Нью-Йорком и Мехико, чтобы успевать быть с семьёй, творить и преподавать.

 

Габриель славится прекрасным чувством юмора и умением свести воедино рисунки, видео и инсталляции, — а это, согласитесь, основа всех современных выставок! Его мастерство завораживает. Кажется, что придавать новый смысл и оттенок самым очевидным и простым объектам нашей жизни – призвание Ороско. И неважно, что это: бильярдный стол, автомобиль или стеклянные бутылки - в его творчестве может стать предметом искусства буквально все!

Творческий, игривый и изобретательный, Габриэль творит на улицах, в своей квартире, словом — везде, где его настигает вдохновение. Поэтому он и славится своими бесконечными экспериментами с найденными предметами.

Работы Ороско наполнены лиризмом и юмором: автомобиль Citroën — арт-объект The D.S. — это ли не отсылка на модный Smart Fortwo? Разрезанный на три части, а затем мастерски собранный без середины, он даёт возможность посетителю выставки забраться внутрь салона, хлопнуть дверью, открыть и закрыть багажник, но… не уехать!

 

Ещё в «арсенале» художника есть стол для игры в пинг-понг для четырех игроков с маленьким прудом в середине (Ping Pond Table, 1998). Не менее удивительны карамболь с маятником, 1996, пианино с двумя клавиатурами (Mother, 1998), рулоны туалетной бумаги, свисающие с потолочного вентилятора (Toilet Ventilator, 1997—2001), лифт вне своей шахты, расположенный в комнате («Лифт», 1994). А чтобы создать Yielding Stone, (1992) шар из глины художник катил через весь город, собирая мусор и отпечатки. В работе над Dog Circle (1995) ему помогла собака, которая оставила след своего хвоста на песке. А разве не милы арбузы с пустыми банками из-под кошачьего корма (Cats and Watermelons, 1992), конус мороженого на кусте (Ice Cream House, 1995) или туманный след от дыхания на полированной поверхности (Breath on Piano, 1993)? Никакого напряжения, и вполне подходит даже неподготовленному для восприятия современного искусства зрителю.

Творческая практика Ороско включает скульптуру, фотографию, живопись и видео, с их помощью он исследует философские вопросы. Используя объекты и ситуации из современного городского окружения, Ороско делает видимым поэзию случайных связей и парадоксов.

Его интерес к структуре и геометрии проявляется в таких работах как The Atomists. В последнее время в живописи Ороско исследует феномен структур, в которых символ круга действует как связующее звено между геометрией и органикой, а чередование цвета основано на принципах движения шахматной игры.

Габриель Ороско участвовал в большом количестве групповых выставок, включая такие как Carnegie International в Питсбурге, США (1999), 11-я Документа в Касселе, Германия (2002) и 50-я и 51-я Венецианская биеннале (2003 и 2005).

Вещи, считает художник, - это язык, а новый язык поможет создать новый мир. Работа In Horses Running Endlessly, на первый взгляд, кажется обычной шахматной доской, но при ближайшем рассмотрении становятся видны различия: сделана она с использованием четырех цветов, имеет 256 квадратов, хотя положено 64, а вместо классических фигур на поле присутствуют только кони — играть ими можно практически до бесконечности.

Габриэль Ороско организует пространство и движение, отказывается от рациональной логики и упорядоченной связанной игры. С поэтической чувствительностью он создает визуальный парадокс, бесконечные мнимые траектории пространства и убедительное видение бесконечного времени.
 


Автор: Полина Иноземцева