«То, что показано, есть только то, что показано»

Даниель Бюрен (Daniel Buren) – французский художник-концептуалист. Он разработал свой собственный уникальный инструмент, который выделяет его из множества других мастеров – это чередующиеся между собой белые и цветные полосы. В течении полувека они присутствуют во всех работах, вне зависимости от материала или контекста. За эту своеобразную «манию» и необычную творческую стратегию поклонники прозвали француза «любителем полосок».

Бюрен родился в 1938 году в маленьком городе Булонь-Бийанкур, что находится в пригороде Парижа. Еще в юности Даниель проявлял интерес к живописи, и в 1960 году окончил парижскую Национальную школу искусств. Странно, но художественное образование скорее тяготило, чем увлекало: Бюрен считал его слишком консервативным, отстаивающим неизменность форм и традиций. Поэтому все творчество художника строилось на отрицании многих взглядов на искусство и отказе от создания «сочиненных» картин.

 

Начинал он с живописи, но «картинный» период продлился всего два года. Как-то раз, заказав новые холсты, художник обнаружил, что на них остались полосы от упаковки. Он не стал их менять, а придумал нечто интересное – нанес несколько цветных полос и выставил на обозрение публике. Через некоторое время Бюрен уже специально искал полосатые ткани для полотен и создавал настоящие произведения, как например Peinture acrylique blanche sur tissu rayé blanc et gris clair (1967), Peinture acrylique blanche sur tissu rayé blanc et rouge (1970), Peinture acrylique blanche sur tissu rayé blanc et marron (1972).

Абстракции были очень похожи, менялся лишь цвет полос: светло-серый, красный, коричневый…

Помимо конкретного стиля Бюрен сформировал конкретную идею. Он считал, что произведения искусства могут существовать лишь в определенном контексте и обязательно с учетом места, где они будут демонстрироваться. В 1968 году он создал перформанс Sandwich Men. «Сэндвич» – человек, который ходит по улице и носит на себе рекламные щиты. В образе человека-сэндвича выступал сам художник, а вместо рекламы он нес живописные полотна. Возможно, это была самореклама. Почему бы и нет? Ведь он и его картина привлекают внимание прохожих. А возможно, это, напротив, делает формат уличной рекламы бессмысленной.

Его «полоски» можно было увидеть повсюду: на стенах уличных зданий, в музеях и художественных галереях, даже в парижском метрополитене (Cent-dix Stations du metro parisien, 25-31 Mars 1970). Особенно популярна была городская среда, где художник любил творить больше всего. Он отказывался от мастерской и все произведения выполнял прямо на месте показа. Affichages Sauvages (1968-1970) – пример «уличного» искусства. Среди политических лозунгов и рекламных изображений Бюрен помещал полосатые листы, чтобы сделать их привлекательными, но бессмысленными. За подобные демонстрации мастера не раз арестовывали, но он продолжал воплощать идеи на улице. Sur les Murs (1971) и Peinture Suspendue (1972) – продолжение одноименной тематики.

 

Главная миссия художника – внести в обыденные вещи некую загадочную деталь, которая привлечет скользящий взгляд человека. Одним из самых знаменитых городских проектов стало оформление королевского двора Пале-Рояль в Париже в 1986 году. Сначала черно-белые инсталляции вызывали бурное негодование у парижан, но позднее они стали восприниматься как еще одна красочная деталь французской столицы. 260 колонн разной высоты, облицованных мраморными пластинами, располагались на двух площадях при входе в дворцовый сад. В настоящее время объект находится на реставрации.

В 90-х творчество Бюрена приобретает новые черты: оно становится архитектурнее. Инсталляция Double Rythme (1991) состоит из разноцветных полотен, которые пересекаются друг с другом, а люстра, созданная из многочисленных стеклянных ламп, придает произведению некую таинственность.

 

 

Следующим этапом творческого пути Даниеля Бюрена стала работа с разноцветным стеклом. В 2007 году совместно с французским архитектором Патриком Бушаном он создает проект Les Anneaux. Днем он выглядит как обыкновенные кольца, зато ночью превращается в завораживающее зрелище, играющее синими, красными и зелеными цветами.

Ряд из 18 одинаковых колец расположен на острове Нант вдоль набережной. Художник хотел оставить свой след в этом городе, и кольца выбрал неслучайно – они соединяют небо, море и землю воедино.

 

Продолжая игру цвета и света, по заказу французской компании MONUMENTA мастер реализует проект Excentrique(s) (2012). Огромная инсталляция дополняет уже существующий великолепный интерьер. В огромном здании художник установил второй красочный потолок. Естественный свет, который падает на него, рисует на прозрачных дисках, расположенных на полу, разноцветные круги. Сочные краски переливаются и освещают здание изнутри.

Тремя годами позднее Бюрен создает очередную яркую инсталляцию, которая снова предлагает зрителями окунуться в сказку. В Центре современного искусства BALTIC разместился проект Catch as Can Catch (2015). Художник использовал скульптурные зеркала, которые были расставлены по залу и отражали иллюминацию из цветного стекла.

 

 

На счету у талантливого француза множество контрактов. Не обошел его стороной и мир моды. С 2013 года и по сегодняшний день Бюрен сотрудничает с французским Домом моды Louis Vuitton. Сначала его пригласили для того чтобы поработать над показом новой коллекции весна-лето, а потом художник разрабатывал дизайн витрин бутиков по всему миру.

Одной из последних масштабных световых инсталляций стал проект L’Observatoire de la lumière (2016) на крыше Fondation Louis Vuitton. По всему зданию разместилось 12 так называемых «холстов», состоящих их стеклянных разноцветных панелей. В композиции задействовано 16 цветов, которые постоянно сменяют друг друга. Это настоящий «калейдоскоп из множества цветных стекол на парусах архитектора Фрэнка Гери».

 

 

На протяжении многих лет Бюрен радует любителей современного искусства уникальными творениями. Он всегда утверждал, что его работы нельзя назвать ни живописью, ни скульптурой – это что-то особенное, лишенное «музейных» рамок. Эксперименты с полосками, светом, цветными стеклами всегда по-разному оживают в новых произведениях.

Сам Бюрен о своем творчестве говорит, что «…игра с оттеночной палитрой всегда придает посетителям радость. Она позволяет противостоять нашему сырому и хладнокровному миру…».
 


Автор: Марина Койчева