Свет, как средство выражения, существовал на протяжении всей истории человечества. Сначала это были средневековые витражи, затем - полусферический кессонированный купол Пантеона, а в Новой истории его стали использовать в фотографии и кинематографе.
В 60-х годах XX века, во время пика активности стиля минимал-арт, мир увидел художников, для которых свет стал средством выражения замысла в их инсталляциях. Одним из них был Дэн Флавин (Dan Flavin, 1933-1996) — минималист, новатор, гениальный создатель крупномасштабных световых скульптур.
Сначала Флавин изучал историю искусства в New School for Social Research, затем перевелся в Columbia University, где его внимание привлекли рисунок и живопись. Мало кто знает, что он был страстным рисовальщиком и коллекционером рисунков.
В молодости Дэн был техником-метеорологом в военно-воздушном флоте, и его ранние пейзажи явно навеяны наблюдениями над погодными явлениями. Он был знаком с Виллемом де Кунингом, Францем Клайном и другими абстрактными экспрессионистами, поэтому в его работах наблюдается заимствованная у них свобода и размашистость письма. Например, «Синие деревья на ветру» (1957) представляют собой изображенные на белом холсте в хаотичном порядке различные синие линии.
Еще в то время Флавин увлекался созданием коллажей из уже существующих предметов, например, консервных банок. Возможно, отражения на металле во время работы с банками породили интерес к работе со светом. Что касается акварелей конца 1950-х годов, то на них появляются от руки переписанные тексты из Библии, китайской поэзии и Джеймса Джойса, с которым Флавин (тоже ирландец) часто себя сравнивал. Это были тайные послания друзьям, так как большинство работ были посвящены им или Пикассо, или Сезанну, которыми художник безмерно восхищался.
Дэн Флавин жил на Лонг-Айленде и часто рисовал местные ландшафты и миниатюрные портреты. Таких авторских эскизов и зарисовок около 20 томов, кроме того он коллекционировал рисунки других художников, например, Джона Фредерика Кенсета и Сэнфорда Робинсона Гиффорда.
Флавин носил с собой шариковую ручку и бумагу для рисунков. С начала 1960-х в его «портфеле» появились наброски, иногда очень тщательные, сделанные цветными карандашами. Это были идеи его первых световых инсталляций со словесными пометками: размер, цвет и так далее.
Все начиналось с деревянного крашеного квадрата, к которому крепились одна или несколько электрических лампочек. Затем это превратилось в восемь цветных квадратных форм, флуоресцентные лампы накаливания, закрепленные по сторонам.
Эпоха светового искусства, где свет становится формой, началась в 1961 году, когда Дэн Флавин на персональной выставке в Judson Gallery в Нью-Йорке представил свою «Икону», посвященную брату-близнецу Давиду, умершему от полиомиелита. Сам художник говорил, что в отличие от византийских икон, его «лики» – «тупые и скучные иконы моего времени – анонимные и незначительные...»
Свои знаменитые неоновые инсталляции Дэн начал делать в 1963 году. Diagonal of Personal Ecstasy («Диагональ» от 25 мая 1963) стала первой зрелой работой Флавина и представляла собой желтую неоновую лампу, прикрепленную к стене по диагонали.
Творчество Флавина развивалось поэтапно: сначала он включил элемент света в живописные работы, затем подошел к созданию световых скульптур и только потом обратился к тотальным инсталляциям. Он играл не только со светом, но и с пространством. Как говорил сам художник, инсталляции создают акценты, неразрывно связанные с помещением в котором находятся, формируют «предложения» (proposals) и «ситуации» (situations).
Создавая иллюзии, Флавин «играл» на восприятии людей, которое у каждого человека разное: у одного синий цвет ассоциируется с небом, у другого - с кожей покойника. Реакция была сильной и индивидуальной.
Отражением, свечением, различной глубиной цвета Флавин создавал в пространстве новую реальность. Его работы будто таяли в выставочном пространстве, скрадывали углы музейных помещений, создавая вокруг мир абстракции. Если в музейном зале было темно, то свет неоновых ламп окрашивал стены в различные оттенки, создавая в нем фантастическую атмосферу.
Материалом для работ являлись одинаковые флуоресцентные лампы, которые использовались для рекламных вывесок. Флавин был минималистом, и они привлекали его, потому что являлись промышленными объектами, доступными и простыми. Из них художник делал углы, барьеры и коридоры.
Философия Флавина была проста: он использовал в своих работах несложные геометрические формы и промышленные лампы, делая упор на эстетическое воздействие объекта, отрицая драматизм и эмоциональную составляющую.
Большинство его работ не имеют названия, но при этом часто посвящены друзьям, художникам, критикам.
К наиболее известным произведениям относятся «Монументы В. Татлину». Первый из них - парящая башня из белых флуоресцентных ламп - был создан в 1964 году. А вся серия, посвященная русскому художнику Владимиру Татлину, состоит из 39 «монументов», созданных в период с 1964 по 1990 год. Художник был вдохновлен амбициозным, но нереализованным проектом Татлина «Третий интернационал» (1920), парящей башней, предназначенной для поддержки плана Ленина по монументальной пропаганде.
Художник был признан при жизни, получил ряд наград, в том числе одну - по рекомендации самого Марселя Дюшана, вел педагогическую деятельность, а сейчас его работы продаются на аукционах за миллионы долларов.
Автор: Екатерина Коляскина