«Я думаю, что искусство — это общая вещь. Каждый человек вносит в него свой собственный вклад. В этом и заключается сущность и душа искусства. В моей душе искусство и жизнь - неразделимы»

Эта женщина прожила недолгую, но насыщенную жизнь. Часто сомневалась в себе и своих силах, не всегда была уверена в том, что делает, не раз переживала творческий кризис. Но она всегда брала себя в руки и продолжала идти вперед, создавая своё неповторимое, новаторское искусство постминимализма. Грустные глаза на сохранившихся фотоснимках говорят о тяжести бремени и вечных скитаниях её творческой души, но лучезарная улыбка доказывает обратное. Художник, скульптор-абстракционист и одна из культовых личностей американского искусства конца 60-х годов - всё это она, Ева Гессе (Eva Hesse, 1936-1970).

 

40-е годы ХХ века. Нацистская Германия. Третий Рейх. Ева появилась на свет в поистине страшных для многих людей времени и месте. Еврейской семье Гессе пришлось бежать из страны, которая еще совсем недавно была их домом. И единственной возможностью выжить для них была разлука. Родители хотели уберечь своих детей от ужасов нацистского режима, и помогла в этом британская организация по спасению немецких евреев: маленькую Еву вместе со старшей сестрой по программе «Киндертранспорт» отправили в Нидерланды. Правда, расставание было недолгим. Воссоединившись через два месяца, Гессе буквально скитались по миру: два года жили в Англии, потом переехали в Нью-Йорк, крупнейший город США. Но призраки прошлых лет не давали спокойно жить: преследование семьи и бегство во имя спасения оставили неизгладимый след на здоровье матери Евы. Женщина, уже на тот момент страдавшая психическим расстройством, закончила жизнь суицидом, и отцу семейства одному пришлось поднимать двух дочерей на ноги.

Ева с малых лет мечтала связать себя с творчеством. Окончив среднюю школу, она стремилась к тому, чтобы получить художественное образование. В училище Купер Юнион в Нью-Йорке начинающая художница стала изучать живопись, и через два года судьба предоставила ей возможность стать студенткой Йельского университета. Там в школе искусств и архитектуры девушка посещала лекции знаменитого Йозефа Альберса. Этот немецкий художник-абстракционист и дизайнер как когда-то и семья Гессе вынужден был бежать из фашистской Германии.

Теоретическая основа и опыт в сфере дизайна, которые Ева получила от наставника-преподавателя, стали неплохим стартом творческого пути. Но отправившись в свободное плавание, художница начала искать своё творческое «я». В 60-е годы она увлекалась работами Марселя Дюшана, художника-сюрреалиста, произведения которого оказали огромное влияние на мировое искусство второй половины ХХ века.

Первые работы Евы Гессе говорили о том, что все вещи, существующие на свете, построены по принципу двусторонней медали или, если выразиться точнее, имеют скрытое изображение. Такой была и она сама: с одной стороны — обычная девушка из бедной семьи с тяжелым прошлым, с другой — трудолюбивый мастер и художник, покоривший мир своим неординарным пониманием искусства и мира.

В 1960 году Гессе начинает работать над известными цветными портретами, вошедшими в серию так называемых «призрачных» или «безымянных снимков» (Untitled). Доминирующим цветом всех полотен цикла является зеленый, но его оттенки постоянно сменяют друг друга, представляя собой резкий контраст. Суть произведений заключается в том, что все они являются автопортретами самой Евы. Но благодаря абстрактному видению автора портреты изображают не ее внешнюю красоту, а нечто невидимое для остальных - эмоциональное состояние, чувства, настроение. Гессе стремится к простоте изображения, уменьшению количества объектов на холсте, тем самым выдвигая на первый план только действительно важное.

Однажды она сказала: «Фактически, моя идея состоит в том, чтобы противодействовать всему, что я когда-либо изучала или чему меня учили, — найти то, что неизбежно. Это моя жизнь, мои чувства, мои мысли».

Следующий год становится стартом на пути к новым вершинам. Ева выходит замуж за скульптора Томаса Дойля. На протяжении долгого времени они трудятся над созданием своих совместных арт-объектов.
Пять лет девушка целиком посвящает себя скульптуре и осваивает каучук, латекс, марлю, пластмассу, шелковые нити - материалы, которые позже станут её своеобразной визитной карточкой. Знаменитый художественный критик Хэл Фостер уже после смерти Гессе скажет о том, что скульптуры мастера из столь необычных материалов «продолжают волновать нас сегодня так, как немногое другое в искусстве того времени».

Двумя крайне важными произведениями в творчестве Евы Гессе являются такие инсталляции, как «Присоединение II» (Accession II, 1967) и «Повторение девятнадцать «Я» (Repetition Nineteen III, 1968).

 

Первая работа представляет собой стальной куб, внутренние стенки которого, подобно телу дикобраза, покрыты длинными иглами. Правда, в этом случае они совсем не острые, так как изготовлены из пластмассы. Данный объект также является продолжением мысли о двух жизненных крайностях, которые автор видит в себе самой.

«Повторение девятнадцать «Я» является экспериментальной работой мастера, которая состоит из 19 цилиндров, изготовленных из стекловолокна и полиэфирной смолы, материалов, ранее не представленных в «багаже» Гессе. Все цилиндры отличаются друг от друга формой, объемом или длиной. Простая, на первый взгляд, композиция говорит о том, что каждый человек является личностью, а его тело - всего лишь оболочка индивидуальности, которая выражается душой, независимым характером, складом ума и морально-волевыми качествами.

Экспериментальное, непривычное и смелое творчество принесло Еве Гессе заслуженную всемирную славу. Жизнь этой талантливой художницы оборвалась слишком рано: в возрасте 34 лет она скончалась от рака мозга. Но после нее осталось множество последователей и концепция современного искусства, известная по сей день. И это весьма достойный вклад в мировую культуру.