Первое, что ощущаешь, когда впервые слышишь имя этого художника, – удивление: «Это тот парень из «Биттлз»? Он что, еще и скульптуры делал?!». Нет, не делал. Но отсутствие одной буквы «н» превращает Пола Маккартни в нашего героя, которому и без сравнений с великим музыкантом есть, чем удивить. Знакомьтесь: Пол Маккарти (Paul McCarthy), американский художник-провокатор.
Его карьера началась с эксцентричности: художник устраивал перформансы, на которых рисовал собственными гениталиями – и это было только начало!
С 70-х годов Маккарти для своих работ использует продукты питания. Это кетчуп, майонез и шоколад, которые имитируют кровь, сперму и фекалии.
В 1991 году художник демонстрирует инсталляцию, в которой иронизирует по поводу пристрастия людей к телевизионным шоу и показывает, как человек может находить удовольствие в разрушении. Bossy Burger – это сочетание инсталляции и перформанса. Зрители приходят на забрызганную и разрушенную кухню (декорации одного провалившегося телешоу) и смотрят видео, на котором Маккарти в маске и поварском костюме с ожесточением превращает чистенькую и аккуратную кухню в то место, где сейчас и находятся зрители.
Это была первая инсталляция Маккарти. Через год он устроил еще одну. «Сад» (The Garden, 1992) с его деревьями и камнями сначала кажется обычным. Но, подойдя поближе, зритель обнаруживает механические фигуры отца и сына, совокупляющиеся с деревьями и землей. Этой работой художник демонстрирует зрителю животную сторону человека и последующее поведение, от которого страдают все, даже ни в чем не повинные деревья.
Со временем Маккарти изменил вектор своей деятельности, переключившись на гротескные по смыслу и гигантские по размерам надувные фигуры.
Началось все в 2004 году с композиции «Обречена на провал» (Bound to Fail). Это надувная копия работы знаменитого скульптора Генри Мура, которая была установлена на крыше нью-йоркского Музея Уитни. Маккарти в прямом смысле ставит это искусство в шаткое положение, говоря о том, что даже шедевр может быть обречен на провал.
В неустойчивой позиции у Маккарти находятся не только великие произведения искусства. В 2007 году он создал надувную скульптуру под названием Complex Shit. Эти, попросту говоря, гигантские собачьи фекалии он установил в Берне, около Центра Пауля Клее. Скульптура была частью выставки East of Eden: A Garden Show. И все бы прошло, как задумано, не задумай природа «пошутить». Надувные экскременты сдуло порывом ветра, да так, что они пролетели 200 метров, повредили линии электропередач и разбили окно. Но, скорее всего, художник не особенно расстроился таким ходом событий – ведь эпатаж только усилился.
Зачем же Пол Маккарти создает такие работы? Они шокируют, вызывают недоумение, а некоторые – даже отвращение. Неужели это все провокация ради провокации? И да, и нет. Таким способом художник пытается привлечь внимание людей к важным для него проблемам. Ведь человек скорее обратит внимание на гигантскую, символизирующую елку секс-игрушку в центре Парижа, и задумается о маскарадности и культе потребления вокруг Рождества, чем пойдет в музей за «традиционным» искусством, пускай даже оно говорит о том же самом.
Работы Маккарти приобретают еще большее значение, когда открывается другая, не эксцентричная, а серьезная сторона его деятельности. Оказывается, этот художник способен творить по-настоящему, привлекая внимание не просто эпатажем, а техникой.
В 2008 году Маккарти принял участие в выставке Central Symmetrical Rotation Movement: Three Installations, two Films, где представил работы, создающие у зрителей ощущение дезориентации в пространстве и позволяющие по-новому взглянуть на свое положение в нем. Достигается это с помощью зеркал, двигающихся стен или проекций.
Например, зайдя во «Вращающуюся комнату» (Spinning Room) зрители наблюдают, как их изображение в зеркалах крутится, а затем проецируется на двусторонний экран и отражается на четырех стенах.
А в комнате Bang Bang Room пространство вообще словно оживает: в каждой стене с громким стуком открываются и закрываются двери, а стены медленно двигаются. В таком сюрреализме можно сойти с ума, или, как минимум, ощутить себя Алисой в Зазеркалье, если не помнить о том, что все это – произведения искусства.
Удивительно, как в одном художнике сочетается талант создавать и такие сказочно-волшебные работы, и эпатажного Санта-Клауса с гигантской игрушкой для взрослых в руке. Но в то же время немного грустно, что автору приходится прибегать к такой эксцентрике, чтобы привлечь внимание зрителей и достучаться до массовой аудитории.
Да и всегда ли ему это удается? Ведь большинство зрителей увидят «фекалии» из шоколада и сексуальный подтекст в скульптурах. Пресловутая эпатажность в его работах превращается в стену, которая не позволяет прочесть замысел автора. Художник «ставит ловушку самому себе» – привлекая внимание провокацией, он, кроме этой провокации, ничего не доносит до зрителя. И получается не что иное, как круговорот эксцентрики в природе.