Как, на ваш взгляд, можно наглядно и емко продемонстрировать извечное человеческое стремление сбиться в толпу и следовать за коллективной идеологией вслепую? Как донести до окружающих ошибочность намерения переложить ответственность за свою судьбу и судьбу своей страны на других? Как показать, что подобное поведение приведет лишь к абсолютному краху всех надежд? Мы полагаем, что очень удачно и доходчиво это получилось у китайского художника Цая Гоцяна (Cai Guo-Qiang).
Этот художник для своей персональной выставки в Музее Соломона Гуггенхайма в Берлине изобрел поражающую воображение инсталляцию под названием Head On. Творение Цая изображает стаю из девяноста девяти волков в натуральную величину, бьющихся о стену из стекла и снова возвращающихся в начало.
Хотя вожак стаи уже натолкнулся на препятствие, остальные волки продолжают бежать и налетать на стекло снова и снова. Настоящее колесо времени или сансары… Модели волков представляют собой металлические каркасы, наполненные сеном и одетые в окрашенные овчины.
Работа посвящена коллективному сознанию, коллективной тяге к подражанию. Ведь даже волк − животное, как мы знаем, невероятно свободолюбивое, храброе и сильное − может поддаться общему порыву и слиться с бездумной, бездушной, слепой толпой…
Поскольку работа выставлялась в Берлине, многие решили, что это произведение — аллегория Берлинской стены, которую легко можно разрушить, однако в сознании людей остаются невидимые преграды. Кто-то решил, что Head On обличает жестокость современного мира. Сам автор это предположение не признает и говорит о том, что никаких конкретных параллелей в процессе творческого вдохновения у него не возникало, а его инсталляция — об обществе в целом.
«Я пытался изобразить животных, которые олицетворяли бы коллективный героизм, которые любили бы компанию и жили бы в стае. Я хотел показать универсальную человеческую трагедию, ставшую результатом слепого желания бежать вперед, стремления достичь своих целей без каких-либо компромиссов. Это повторяется постоянно сквозь всю историю человечества. Эту идею можно встретить в философии дзен, согласно которой большинство из того, что случается, не имеет никакого значения», — рассказывает Цай Гоцян.
Вообще, Цай Гоцян известен своей эпатажностью и желанием постоянно удивлять. Любая инсталляция Цая — это размышление о мироустройстве Вселенной, о сущности бытия, о человеческих взаимоотношениях.
Подобные работы воздействуют на наши представления о мире, обществе и о самих себе столь же глубоко, сколь и разнообразно. Художник передает нам свой страх перед трагическими коллизиями жизни, перед бездной мирового зла. Если художник начинает видеть повторение прошлых ошибок человечества, если он обнаруживает те же грабли на дороге в мир будущего, то создает масштабное произведение, способное дать ход новым перспективным мыслям.
P.S. При создании инсталляции ни один волк не пострадал.