Человек, создающий невероятные инсталляции из дерева, веревок, тряпок, угля, мяса, жести и огня. Один из главных представителей художественного течения Arte Povera. Сегодня мы расскажем вам об итальянском художнике греческого происхождения Яннисе Кунеллисе (Jannis Kounellis, 1936-2017).

Детство и годы юности Янниса Кунеллиса на родине прошли во время гражданской войны. Позже он переехал в Рим, где главным источником его вдохновения стало культурное наследие Италии. Как и большинство представителей послевоенного итальянского искусства, художник считал, что традиционная живопись была связана с репрессивным политическим прошлым. Он оставил ее, чтобы найти новые подходы, не связанные с применением обычных материалов.

 

Первая серия картин художника называлась «Алфавит Кунеллиса» (L’alfabeto di Kounellis). Эти работы составили экспозицию его первой выставки. На ней были представлены ткани, на которых изображались буквы, цифры и символы. В произведениях заключались три ключевых для творчества художника понятия: постранство, живопись и язык. Выставка напоминала что-то вроде перфоманса.

Одна из важнейших тем в искусстве Кунеллиса - расширение границ живописи. Пространство создает ощущение трех измерений и обширного объёма ее возможностей. Художник в своих работах сохранял использование повседневных объектов и натуральных материалов.

Позже он начал использовать природные объекты, как элементы своих картин: экспериментировал с различными материалами и даже стал использовать животных. Одна из известных работ Янниса того периода - «12 живых лошадей» (12 Live Horses). Ни одну из своих работ художник не называл перформансом, хотя все об этом говорили. Его инсталляции напоминали лабиринты, преображавшие выставочное пространство.

 

 

Художник продолжал экспериментировать с новыми материалами. Он использовал огонь, золото, каркасы кроватей, двери, веревки, мясо и тому подобное. Его работы нашли отклик у публики и стали известны за пределами Италии.

Но эти необычные «творческие средства» не поставили точку в его изысканиях. Яннис оставил живопись и продолжил поиски новых подходов в искусстве. Он создавал вид антиформального искусства. Железо, уголь и мешки — самые любимые материалы мастера. Он также использовал в своих инсталляциях пламя газовых горелок и следы копоти от огня на стенах выставочных залов.

У художника состоялось несколько выставок в Москве. На одной из них он представил свою инсталляцию «S.T.». Работа представляла собой множество лежащих на полу пальто, а среди них - коляску на рельсах.

 

 

Позднее художник дебютировал с работой под названием «Выдумано на месте» (Da inventare sul posto), которая написана на большом розовом холсте с нотным фрагментом, а рядом с полотном играл скрипач и танцевала балерина.

Яннис Кунеллис считал, что свободно висящий предмет, как и живопись, является логическим действием. Так, в работе «Без названия (Подвешенный нож)» художник использовал обычный нож, подвешенный в пространстве железной рамы. В произведениях этой тематики тяжёлые железные конструкции часто подвешены в самых высоких точках пространства, таким образом, сам их вес становится своего рода ценностью.

Произведения последнего периода творчества художника отличались особой монументальностью. Например, главная работа на его выставке в галерее Вестминстерского университета Ambika P3 состояла из 11 стальных контейнеров, в верхней части которых был насыпан уголь, позади них наполняли пустые бутылки, к некоторым были подвешены мешки, а вся инсталляция в целом образовывала большую букву «К».

В отличие от концептуалистов Яннис Кунеллис сохранял традиционную для искусства веру в символическую значимость вещей и их сочетаний. Для него вещь значима и сама по себе, и как символ чего-то другого.

Творчество Янниса Куннелиса разнообразно и нестандартно. Одной из его особенностей является то, что большинство работ и проектов художник подписывал весьма лаконично: «Без названия».
 


Автор: Анна Кренделева