Опыт поездки в Лос-Анджелес сценариста и креативного продюсера Дмитрия Абезяева. Специально для Artifex.

Artifex: Расскажи, каково быть сценаристом в современном мире?

Не всегда просто. Сценарист — это человек, который пашет. Ремесленник, в первую очередь. Хотя, безусловно, это человек рефлексирующий, тонкий. Человек, который способен глубоко анализировать окружающую реальность и превращать ее в захватывающие истории. Особенность нашей профессии заключается в том, что сценарист не может и не должен простаивать. Он должен постоянно работать, двигаться вперед. Это — писатель фуллтайм.

Artifex: Действительно ли в этой работе знакомства и связи очень важны?

Думаю, что блат - как входной билет в профессию уже в прошлом. Вероятно, это по-прежнему где-то работает. Но сегодня индустрия открыта для всех, а запрос на качественный материал настолько высок, что профессионализм важнее, чем наличие связей. Я знаю много людей, которые пришли из ниоткуда и при этом вполне востребованы. Я и сам такой человек: никто из моих родственников отношения к кино не имеет. Другое дело, что сценаристу нужны связи и контакты для того, чтобы двигаться внутри индустрии. Чем больше ты знаешь людей, тем больше тебе предлагают работы. Простая математика.

Artifex: История о том, что попасть в индустрию трудно — правда или миф?

Я не могу сказать, что это легко. В первую очередь, потому что в этом бизнесе не существует универсального пути к успеху. Необходимо потратить значительное количество времени на становление, поиск своего голоса и своего места в индустрии. Все это происходит только в процессе практики на реальных проектах.

Первые 5-7, а может быть, даже 10 лет – придется поработать, чтобы тебя начали воспринимать всерьез. Эту дистанцию выдерживают не все. К сожалению, я видел много людей, которые уходили из профессии из-за ложного ощущения собственной невостребованности. Хотя бывают ситуации, когда человек делает фильм, и этот фильм внезапно становится хитом. Человек проскакивает сразу вперед, но тогда он сталкивается с тем, что ему надо сделать второй такой же фильм. А это уже сложно.

Лично мой путь таков: я прокладываю себе путь большим количеством проектов и большим количеством работы. Я не говорю, что подписываюсь на все, что предлагают, но я всегда с уважением отношусь к тем, кто хочет со мной работать.

Artifex: Также ты являешься креативным продюсером. Расскажи немного про эту деятельность.

С прошлого года я начал заниматься своими проектами не только как автор, но и как продюсер. Стараюсь максимально участвовать, насколько я могу себе позволить в той или иной ситуации, в кастинге, принятии каких-то творческих решений. Помимо этого, в настоящий момент я разрабатываю ряд проектов, которые я делаю с нуля уже как продюсер.

Сегодня должности креативного продюсера и сценариста слились в одну профессию, которую принято называть «шоураннер». Проще говоря, художественный руководитель. То есть человек, который полностью отвечает за проект: его художественную и драматургическую целостность, стиль, частично — производство. И, конечно, за итоговый продукт.

Artifex: Поздравляю тебя с премьерой первой серии документального фильма «Девяностые» (первая серия называется «Мумий Тролль. Морская», премьера состоялась 4 января на платформе More.TV ). В чем основные различия документального и художественного кино? Нужны ли особые навыки для работы?

Я не могу похвастаться большим опытом в работе на документальных проектах, но безусловно это разные истории. Мне гораздо проще писать игровые проекты. Потому что в игровом кино ты полностью придумываешь мир, создаешь характеры и персонажей. Работа над документальным фильмом, в первую очередь, требует навыка ресерчера и интервьюера. И только потом — драматурга. Меня наняли на проект как человека, который сможет «упаковать» историческую фактуру в крепкую драматическую структуру.

Документалистика интересна тем, что ты максимально глубоко погружаешься в эпоху, о которой рассказываешь, это очень увлекательное путешествие. Кстати, в ближайшие несколько месяцев выйдет еще несколько эпизодов «Девяностых» — они будут посвящены другим знаковым вехам этой сумасшедшей эпохи.

Artifex: Ты действующий сценарист, находящийся в индустрии, почему ты решил поехать в США? Что здесь было не так?

Я просто решил попробовать. Так получилось, что мы с моей женой Аленой давно хотели сменить локацию. Нас тянуло именно в США, и в какой-то момент решили действовать. Могу сказать, что семь месяцев в Лос-Анджелесе были для меня крайне важным и полезным опытом. Мне удалось установить большое количество деловых связей, у меня появилось много новых знакомых и даже друзей. Я ни в коем случае не отметаю перспективу того, что мы вернемся. Это может случиться в непосредственном будущем, у нас по-прежнему открыты рабочие визы. Просто пандемия внесла коррективы в наши планы, и сейчас нам здесь комфортнее.

 

 

Artifex: Вот ты приехал в США. И как там оказалось? Расскажи немного про ожидания и реальность.

Лос-Анджелес — город, который сложно понять. Очень эклектичный. Местами энергетически сложный. Одно могу сказать точно: в этом городе ты не чувствуешь себя чужим. Количество русскоязычных людей зашкаливает, даже на муниципальном транспорте надписи дублируются на русском языке.

Что касается индустрии, то, конечно, в России она более легкая. Многие процессы происходят в разы быстрее, чем в США. Там шоу может писаться два-три года, здесь ты можешь сделать проект целиком за год. Это — плюс. Особенно для молодых авторов, у которых есть возможность достаточно быстро получить свои первые титры.

Artifex: Зачем тогда ехать туда из России? Что ты скажешь теперь?

Сейчас, скорее, не нужно. Особенно тем авторам, которые только начинают. Российская индустрия предлагает достаточно много возможностей. Многие русские авторы грезят писать для Netflix, HBO Max, Hulu, Apple TV. Мой ответ — ждите. Все большие американские стримеры постепенно выходят на наш рынок, они заинтересованы в России. Кстати, я знаю людей, которые пишут для того же Netflix из России, при этом вполне успешно. Работают через Zoom. В самой Америке сейчас таким образом работают все сценарные комнаты. Предполагаю, что даже когда пандемия закончится, практика работать удаленно останется.

Есть другая ситуация: туда можно ехать, если у вас есть задача добиться успеха там. То есть с нуля строить карьеру там.

Artifex: Там труднее попасть в индустрию?

Для русскоязычных людей — конечно. Если вы начинаете с нуля, необходимо закончить киношколу или сценарные курсы. Это поможет понять правила игры. Узнать людей и найти агента. Так что если вы решительно настроены покорить Голливуд и принципиально не хотите работать в России, не ждите у моря погоды — езжайте уже сейчас. Вам предстоит долгий путь.

Artifex: Связаны ли сложности с языком?

Безусловно. Сценаристу нужно знать английский язык уже хотя бы для того, чтобы читать англоязычные сценарии. Если не знаешь языка, но хочешь писать сценарии для Америки, тут что-то не так.

Вообще, я считаю, что русский автор не может написать аутентичный англоязычный сценарий, не находясь в Штатах хотя бы десять лет. Но если вы все же хотите продать что-то в Голливуде, лучший путь — найти или нанять американского соавтора, который поможет культурно и стилистически адаптировать ваш текст под американскую реальность.

Artifex: Чем отличается индустрия кино в целом в наших странах?

Сейчас в России существует два-три серьезных агентства, вот-вот появится еще несколько. Я думаю, рано или поздно агентов станет больше — и это показатель роста индустрии.

Я считаю, что с агентом работать нужно, ничего плохого нет. Мы часто становимся заложниками предубеждений, и одно из них заключается в том, что все посредники — мошенники. Но это не так. Агент, безусловно, берет с тебя деньги, но в то же время он делает серьезную работу: предлагает тебя рынку, торгуется по условиям, решает юридические вопросы. Лично мне агент сильно помогает, и я с удовольствием ему за это плачу.

До недавнего времени в США без агента карьера сценариста была невозможна. Однако, как известно, в последнее время агентства в США фактически монополизировали рынок творческих кадров, превратившись в киностудии. Это сильно разозлило Гильдию сценаристов и писателей (WGA), которая начала работать со многими авторами напрямую.

Несмотря на это, агенты в США по-прежнему остаются крайне влиятельными людьми. И если ты хочешь добиться успеха, агент тебе все-таки нужен.

Artifex: Какие советы ты бы дал сценаристам-новичкам?

В первую очередь, поверить в себя. Если ты хочешь этим заниматься, в процессе пути тебя будет многое останавливать. Например, отдельные люди, которые будут говорить, что ты не талантлив или это не твое. Финансовые трудности, личные внутренние кризисы. Все это — нормальный процесс, через который проходили почти все большие авторы. Важно это понять.

Второй совет — это просто очень много писать. Как ни странно, единственный способ добиться чего-то в индустрии — много и часто предлагать себя и свои истории. Быть открытым к коммуникации, людям, стараться общаться, не пропускать важные мероприятия. Стараться быть внутри индустрии.

Фото © Дмитрий Абезяев