От черно-белых альбомов с пародиями на европейскую аристократию до многотиражных ярких книжечек о приключениях героев в трико − комикс прошел долгий и тернистый путь до той красочной культуры, которая объединила миллионы поклонников по всему миру. Еще недавно российский читатель воспринимал комикс, как что-то враждебно-западное, малокультурное, чуждое самой читающей стране.
Но сегодня почти в каждом книжном магазине красуются тома «Песочного человека» и «Хранителей», а новые издательства выпускают «истории в картинках» от российских авторов.
Так получилось, что мировая культура комикса успела сформироваться без участия России. Все началось в Америке, где для идеологической войны были придуманы первые супергерои. Позже они перестанут служить государственным целям и будут просто развлекать своих поклонников. На мировую арену выйдут Marvel, DC, Dark Horse и Image Comics. Истории усложнятся, характеры героев перестанут быть однозначными, стиль художников будет зависеть от новых течений в искусстве.
Комикс «окультурился», стал интереснее, провокационнее. Появилось обилие жанров. Помимо супергеройских серий сейчас процветают стрипы на три или более кадра сатирического или пародийного содержания, а также графические романы. Последние – наиболее сложные и красивые. Они появились как адаптации известных книжных фентезийных и фантастических романов («Конан-варвар», «Ведьмак»). Сейчас это как самостоятельно выдуманные миры авторов, так и истории по мотивам популярных сериалов и франшиз.
Именно графические романы устроили первый комикс-бум на российских книжных рынках 90-х. Конечно, до этого у нас было что-то свое. И «Окна РОСТА» Маяковского можно назвать комиксом. Комиксы также выпускались в советских журналах «Веселые Картинки» и «Крокодил».
Но рассвет наступил, когда свет увидели истории о Конане, Рипе Кирби, Флэше Гордоне. В 1991 году были изданы приключения Бэтмена. В детском журнале «Зажигай» публиковались комиксы Marvel. В 2012 году издательство «Bubble Comics» стало выпускать истории о героях отечественной сборки: «Майор Гром», «Бесобой», «Красная фурия» и «Инок».
24 апреля, в рамках московской «Библионочи» прошла «Ночь комиксов» на арт-заводе FLACON. Посетителей было не много, хотя экспонаты выставили по-настоящему уникальные. Помимо плакатов с отечественными стрипами был представлен графический роман «Мой секс» Алены Камышевской. Дневниковые зарисовки девочки, которая только-только входит во взрослую жизнь, но еще не понимает, что происходит с ее организмом, вызвала бурю эмоций у публики.
Несомненной звездой вечера был переведенный на русский язык комикс «Малыш Немо в Сонной стране» Винзора МакКея. «Эта история повествует о мире снов, о том мире, в котором каждый из нас каждодневно присутствует, и о том, что в каждом из нас живет ребенок», − рассказал нам Владимир Морозов, арт-диретор издательства Zangavar, которое и выпустило комикс. «Малыш…» повлиял на таких людей, как Федерико Феллини и Терри Гиллиам, что уже говорит о том, что этот комикс − не просто набор картинок с подписями, а целая эпоха в развитии жанра. Его оригинал висит в Лувре. Это шедевр и основа для развития такого направления. В России оно только набирает популярность, и то, что наше издательство выпустила такое сокровище мира комиксов, очень отрадно».
Владимир рассказал корреспонденту Artifex Владу Чермышенцеву, какое будущее ждет российский комикс.
Artifex: Многие зрители, прочитав название «Ночь комиксов», ожидали увидеть здесь известных героев Marvel и DC, тогда как на выставке представлены серьезные работы. Как дела обстоят с серьезными комиксами в России?
Вообще, индустрия комиксов в России находится в самом начале формирования. Марвеловские и дисишные супергерои в Америке существовали с середины 30-х. Дедушки современных американцев выросли на Маккее, Джордже Херимоне и Crazy Cat. Их авторы попали на самую благодатную почву.
Artifex: Почему в Америке такое масштабное развитие индустрии комиксов, а в России нет?
В период железного занавеса комикс в СССР считался искусством для дегенератов. Людей сознательно отпугивали от него, говоря, что это западное искусство, развивающее плохое. Сама же цензура не очень в самих комиксах разбиралась. Как в литературе есть шедевры и всякая дрянь, так и в комиксах есть куча барахла на выброс, а есть вещи, которые висят в Лувре и влияют на Феллини.
Artifex: В России сейчас есть амбициозные авторы?
Конечно, есть, но они переезжают на Запад.
Artifex: Как сделать так, чтобы не уезжали?
Появляются издательства, которые выпускают комиксы российских авторов. Есть известная китайская поговорка «Не помогай всходам расти». Вот и надо ей руководствоваться. Индустрия развивается постепенно сама. Мы со своей стороны делаем все, чтобы наши комиксисты видели, откуда корни идут, другие дают определенную дорогу людям.
* * *
Такие шаги издатели действительно предпринимают. Ежегодно с 2002 года в Москве проходит фестиваль рисованных историй «КомМиссия». Тут наши авторы соревнуются с зарубежными, выйдя из интернет-пространства на бумагу. Каждый такой фестиваль – возможность сказать о себе, заинтересовать посетителя своим видением окружающего мира. И посетители откликаются: с каждым годом их больше и больше.
В этом году организаторам даже пришлось арендовать помещение в Artplay. Серьезное сочетается с веселым, примитивный рисунок контрастирует с настоящим шедевром, жанры и стили перемешиваются. И все это, чтобы рассказать историю по-своему, интереснее и понятнее. У «КомМиссии» всегда много остросоциальных работ.
Сейчас в России много комиксов. Они глубоко внедрились в нашу жизнь. Мы видим их в рекламе, в журналах, в социальных сетях. Все они разные и по-разному могут заинтересовать. Будет ли серьезное будущее у российского комикса или нет – решать вам. Читайте, ищите новое шедевры, разрушайте старые стереотипы.